![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/07/10/003-mih59264_1_c8d.jpeg)
По Ангаре, под Ангару: Неизведанная красота Братской ГЭС
По Ангаре, под Ангару: Неизведанная красота Братской ГЭС
Давно хотел побывать на этой величайшей реке, единственной, вытекающей из знаменитого озера Байкал. Поэтому обрадовался возможности посетить промышленные объекты в городе Братск.
Поехали
Интересен уже сам авиаперелет в этом направлении - действительно навстречу утренней заре. Планета крутится навстречу самолету, и Братск встречает московские 3 ночи своими 8 утра. Поспать толком не удается, то жарко, то зябко, то уже принесли… ужин? или завтрак?
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/07/05/002-img_4061_1_aa4.jpg)
Из аэропорта в город едем автобусом. Даже при взгляде в автобусное окно чувствуется мощь окружающей нас Сибири. Пролетевшая мимо остановка, например, называлась "Братское море".
Местный аэропорт имеет статус международного, рядом пролегает знаменитый БАМ.
В Иркутской области Братск - второй по численности населения город. Если опустить историю первых поселений, то сегодняшний город возник в связи со строительством ГЭС, заменив собой поселок, затопленный водами Братского водохранилища.
Город энергетиков. Здесь и районы называются - Энергетик, Гидростроитель, Братское море.
Едем по городу. Внимание привлекают два лепестка пламени, выполненных из бетона. Мемориал Славы 1941-1945.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/07/05/002-mih58682_1_1_1_11a.jpg)
Мемориалу были посвящены строки стихов Долматовского "Братская былина":
"Одинаково назывались,
Одинаково честно жили.
Ни один из них не увидел
Стройных линий высоковольтных,
Алюминиевых заводов
И высотных жилых ансамблей.
Двадцать раз на доске - Парилов,
А Муратовых там шестнадцать,
и двенадцать раз Карнаухов
повторяется, словно эхо…"
На Ангару и под Ангару
Едем на Братскую ГЭС.
Территория огорожена и строго охраняется, попасть без пропуска к плотине нельзя даже близко. Коллеги из числа местных вспоминают, что так было не всегда - в детстве они катались тут на велосипедах. Меняются времена.
Плотина впечатляет масштабом (длиной в километр, высотой больше сотни метров). На ней работают верхолазы. Даже не пытаюсь сфотографировать, настолько мелки фигурки людей на бескрайней бетонной поверхности рукотворной стены.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/07/05/1000_0_26d.jpg)
От станции над нашими головами идут ряды высоковольтных проводов. На газоне табличка, предупреждающая о наведенном электрическом поле. Оно действительно может слегка ударить прямо из воздуха. Не смертельно.
Генераторный зал - "визитная карточка" каждой ГЭС. Огромные разлапистые генераторы (18 штук) выстроены по линии плотины. За крепкими стенами с одной их стороны - напирающая вода прирученной Ангары, под ними - рабочие колеса турбин, принимающие давление воды. Рабочие колеса вращают вертикальные валы генераторов. Мы это не видим, но слышим. Зал пронизан мощным гулом энергии. Далее вода снова идет в реку и, набрав силу, продолжает работать на следующем каскаде электростанций - ниже по реке третья и четвертая ступени - Усть-Илимская и Богучанская ГЭС. Сама Братская ГЭС - это вторая ступень, а выше нее по Ангаре работает Иркутская.
В значительном перепаде речных высот при относительно небольшой длине Ангары - мощный потенциал для гидроэнергетики. Эти каскады сразу вывели Восточную Сибирь в самый обеспеченный энергией район страны.
Турбины - ленинградские, 1962 год. Оборудование Братской ГЭС отработало около 60 лет, поэтому сейчас мы наблюдаем модернизацию гидроагрегатов и замену рабочих колес на всех ГЭС Ангаро-Енисейского каскада, включая Братскую (программа "Новая энергия"). На данный момент на станции ведется замена очередного колеса - 37 тонн, более 5 метров в диаметре. Даже чтобы просто привезти это колесо к зданию нужен специальный тягач. 12 новых рабочих колес с улучшенными характеристиками уже обеспечили дополнительную выработку электроэнергии без увеличения расхода воды. Это оборудование изготавливается на российских заводах. Программа рассчитана до 2026 года и позволит дополнительно вырабатывать до 200 млн кВт/ч. в год.
К истокам строительства, в 60-е
"Хочешь завалить дело - начинай согласовывать…", говорил легендарный руководитель строительства ГЭС, да и всего города, Иван Иванович Наймушин. Он и не согласовывал, считая, что использование Ангары и Енисея помогло бы ликвидировать дефицит электроэнергии в Сибири, до этого времени жившей на угле. Кроме этого, в Братске планировалось строительство крупнейшего в стране алюминиевого завода, которому требовалось много энергии. А алюминий - это авиация и космос.
"Влезли в реку" зимой 1956 года. Стояли морозы до -45℃, и толщина льда на Ангаре достигла 2,5 метров. Впервые в мировой гидроэнергетике река была перекрыта со льда. Стране требовались ресурсы, Москва была вынуждена продолжить начатое строительство гидроэлектростанции. А в процессе строительства благодаря новаторским инженерным решениям и рационализаторским предложениям проектная мощность Братской ГЭС увеличилась на еще 1 млн квт., и правительственная комиссия при приемке поставила ей оценку "отлично".
Мощный был человек этот Иван Иванович. Родился в 1905 году в г. Котельнич. Рано остался сиротой, был беспризорником. После - в батраках и крепильщиком на шахтах Кузбасса, но сумел выучиться грамоте и окончил Московский государственный горный университет с отличием. Руководил строительством оборонительных рубежей вокруг Москвы в начале ВОВ, позже - строительством множества гидроэлектростанций по всей стране.
Под руководством Наймушина на севере Иркутской области построены такие предприятия-гиганты, как Коршуновский ГОК, Братский алюминиевый завод, Братский ЛПК, Усть-Илимская ГЭС, а также города Усть-Илимск и Железногорск-Илимский.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/07/05/004-img_4398_d43.jpg)
Похоронен возле плотины. В Братске с видом на ГЭС ему стоит великолепный памятник.
Тепло угля. Его у нас много
Едем на ТЭЦ (Теплоэлектроцентраль) - энергию городу дает не только ГЭС, но и тепловые энергостанции.
Директор ТЭЦ-6 Сергей Иванович Коноплев встречает нашу группу. Сам он тут с момента пуска, с 1964-года. Начинал с машиниста-обходчика, с нуля, так что и в должности директора может разобрать-собрать любой котел.
Сергей Иванович рассказывает про станцию, сетуя, что полтора часа это мало для экскурсии по его хозяйству на 14 гектарах земли и еще под землей. Мы начинаем как раз с угольных подземелий. Здесь чисто, все моют ежедневно, а то и чаще - присутствие угольной пыли не допускается, она пожароопасна. Смотрим ВРС (вагоноопрокидыватель роторный стационарный) - систему разгрузки, которая легко переворачивает железнодорожный вагон, высыпая его 70 тонн угля в бункер станции. Щелк - и вагон снова на рельсах, готов к движению. Вагон уходит, а стальные зажимы хватают следующий.
- А как же раньше? - спрашиваю я. - Грузчики разгружали лопатами?
- Нет, - смеется Сергей Иванович, - 56 тонн угля в час сжигает только один котел. А котлов на станции работает 10. Никакие грузчики не справятся. Только автоматика.
К слову, уголь разгружается не только в котлы, а также на склад для хранения, на данной станции - это 300 тысяч тонн, - запас на полтора месяца работы. Хранение - тоже непростая технология, с учетом того, что уголь склонен к самовозгоранию.
Сам котел совсем непохож на "котел". Это огромный сложный механизм высотой с многоэтажный дом, уголь в него подается после измельчения, в виде смеси угольной пыли и воздуха. Вода, которая в котле превратится под действием пламени в пар, поэтапно обрабатывается, лишается и солей (чтобы не выпали в осадок) и кислорода (чтобы не окислял поверхности агрегатов, вызывая их преждевременный износ). Перегретый - чем выше температура, тем больше энергии - пар крутит турбины, которые связаны с генераторами, вырабатывающими электричество. Под воздействием возникающих токов обмотки генераторов нагреваются и воздуха для их охлаждения внутри мощного корпуса недостаточно, так что используют водород - его теплоемкость превосходит воздушную существенно, в 14 раз.
ТЭЦ, помимо генерации электроэнергии, осуществляет подачу горячей воды в центральную систему отопления и для бытовых нужд близлежащих населенных пунктов. Такая комплексная станция в целом эффективнее, чем просто тепло-электрическая.
- Насколько надежно ваше оборудование? - спрашиваю я директора. - Санкции влияют?
- Котлы барнаульские, генераторы новосибирские, турбина питерская. Не боимся мы "санкций"! Да и запас прочности у нас запредельный, "убить" российскую энергетику невозможно, - отвечает Коноплев.
В иное время этого человека называли бы Вождь. Крепкий, уверенный, грамотный, он в свободное от работы время действительно водит туристические маршруты по разным заповедным местам, например, по Байкалу.
А подобные тепловые станции давно "обыкновенное чудо" наших городов - именно они обогревают большинство домов сурового климатического пояса. И дымящие трубы ТЭЦ на линии горизонта уже не привлекают внимание.
Да и "дымящими" эти трубы становятся все меньше. В рамках федеральной программы "Чистый воздух" на всех станциях ведутся работы по улучшению процесса очистки дымовых газов, который может достигать эффективности в 99,9%, давая на выходе из трубы не дым, а почти чистый пар. Например здесь меняют обычный золоулавливатель на первый в РФ сухой электростатический фильтр внутреннего размещения. Обычно эти фильтры (сооружение размером с дом) строились снаружи станции. Здесь же применили техническую смекалку и разместили всю конструкцию внутри существующего помещения. Получилось значительно компактнее. Но так же эффективно при помощи статического электричества фильтр будет вылавливать из дыма все мельчайшие твердые и вредные частицы. Скоро на эту ТЭЦ потянуться желающие перенять опыт компактификации.
Ангарские бусы
Существует сибирская легенда, в романтической форме описывающая бегство Ангары от отца Байкала к Енисею. По этой легенде Шаман-камень, который находится посередине истока Ангары, возле поселка Листвянка, был брошен отцом Байкалом, чтобы остановить непослушную дочь. Но Ангара убежала-таки к Енисею и теперь вместе с ним впадает в Северный Ледовитый океан.
Ангаре посвящено немало художественных произведений, она является персонажем сказок "байкальского сказочника" Василия Пантелеймоновича Стародумова, есть балет "Красавица Ангара" Льва Книппера и Баудоржи Ямпилова, а затоплению территорий при строительстве плотин посвящен роман Валентина Распутина "Прощание с Матерой". И, конечно, широко известная в СССР песня "По Ангаре": музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова.
Навстречу утренней заре? Еще покатаемся!