8 – 11 ИЮЛЯ 2024
Скрольте вниз
10.07.202306:20

Бизнес не виноват априори

Законодательство о госконтроле нуждается в совершенствовании

Контроль - необходимое условие функционирования любой системы, соблюдения установленных правил и норм всеми участниками. Действующий федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" № 248-ФЗ принят три года назад, и практика показала, что он нуждается в корректировке, считает Дмитрий Фесько, партнер Alliance Legal Consulting Group, кандидат юридических наук.

Дмитрий Фесько: Перечисленные в действующей редакции закона принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности защищают бизнес недостаточно эффективно.
Дмитрий Фесько: Перечисленные в действующей редакции закона принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности защищают бизнес недостаточно эффективно. / Роман Коновалов

Контроль деятельности бизнеса играет важную роль в развитии цивилизованных экономических отношений. Что именно регулирует упомянутый закон?

Дмитрий Фесько: Законодатель прописал принципиальные основы и механизмы контроля, то есть широкий спектр приемов и методов инспектирования бизнеса. В редакции федерального закона от 2020 года количество основных принципов контроля несколько сократилось - вместо десяти стало восемь. Однако реальность наглядно показала необходимость внесения в нормативный акт целого ряда дополнений.

Чтобы улучшить условия ведения бизнеса, государство стремится снизить административное давление на него, уменьшить число проверок и так далее. А вы, напротив, предлагаете дополнить арсенал контролеров?

Дмитрий Фесько: Отнюдь не для еще большего закручивания гаек - наоборот, для обеспечения защиты интересов юридических и физических лиц.

Следует вернуть в закон принципы презумпции добросовестности контролируемых лиц

Поясню: речь идет о действенности закона, которая достигается с помощью такого инструментария, как принципы контрольно-надзорной деятельности. Именно они играют роль защитных механизмов для населения и бизнеса, то есть призваны обеспечить соблюдение прав объектов контроля. К сожалению, далеко не всегда они выполняют эту задачу должным образом. Нередко проверки носят явно репрессивный характер, что дополнительно осложняет взаимоотношения бизнеса и государства.

Мы проанализировали итоги контрольно-надзорной деятельности за 2020 год, который заметно отличался от предыдущих в плане проведения контрольных мероприятий - для поддержки бизнеса во время пандемии число проверок было значительно сокращено. Однако, несмотря на уменьшение их количества, средняя сумма штрафных требований (в совокупности с осуществленными административными взысканиями) по сравнению с предыдущими периодами выросла. Отсюда вывод: перечисленные в 248-ФЗ принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности защищают бизнес недостаточно эффективно.

О чем идет речь в действующей редакции закона?

Дмитрий Фесько: Согласно ей, надзорные органы обязаны проводить контрольные мероприятия, соблюдая следующие принципы: обоснованность и законность производимых действий, должная оперативность, уважительное отношение к деловой репутации и достоинству личности, соразмерность вторжения в работу хозяйствующего субъекта характеру нарушений, сохранение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, поощрения сознательного следования бизнеса обязательным требованиям. Если речь идет о необходимости сохранения тайны, на страже которой стоит закон, задействуется принцип доступности информации. Подчеркну: контрольным и надзорным органам запрещено злоупотреблять своими правами.

Однако с точки зрения правоприменения в упомянутом законе не хватает тезисов, способных придать контрольным и надзорным процессам, осуществляемым государственными органами, такие качества, как беспристрастие, справедливость, объективность. Это, на наш взгляд, позволит сделать взаимоотношения бизнеса и государства более гибкими и эффективными.

Дополнение ныне действующего перечня принципов рядом новелл позволит более тесно соотнести ход и итоги контрольно-надзорной деятельности с государственными нуждами, сделать проверки безопаснее, правомернее и справедливее, что положительно скажется на условиях развития бизнеса.

Какие новые принципы вы предлагаете включить в закон?

Дмитрий Фесько: Прежде всего внимание следует сосредоточить на правах физических и юридических лиц - объектов государственного контроля. Нарушения со стороны проверяющих можно успешно предупредить или вовремя пресечь благодаря принципу гарантированности прав контролируемых лиц.

Следующий важный принцип - эффективность и результативность контрольной деятельности. На практике он означает, что меры государственного надзора следует применять лишь тогда, когда другие формы контроля оказались неэффективны, а по итогам проведенных проверок выявлены расхождения с требованиями законодательства.

Принцип неприемлемости множественности контроля и надзора позволит снизить административную нагрузку на бизнес.

Мы также полагаем, что стоит вернуть в закон принципы презумпции добросовестности контролируемых лиц и ответственности за нарушение их прав надзорных органов. Первый из них обязывает проверяющих сначала привести веские доказательства того, что хозяйствующий субъект допускает те или иные нарушения, а затем уже выдавать предписание. Второй же повышает степень ответственности контролеров и предполагает, что применяемые ими меры и их последствия предварительно тщательно обдуманы и просчитаны.

Что принятие этих новелл будет означать для бизнеса?

Дмитрий Фесько: Увеличение доступности информации (данных контрольно-надзорных органов) повысит и степень гарантированности прав бизнеса. На это же направлено и снижение числа проверок (отмена излишних), и отказ от дублирования ряда функций. То есть в сочетании с презумпцией добросовестности бизнес сможет рассчитывать на соблюдение своих прав в ходе проведения контрольных мероприятий и полноценную защиту.

Акцент в контрольно-надзорной деятельности должен делаться на предупреждение нарушений, а не на наказание за уже совершенные проступки. То есть приоритет отдается проведению профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба). По нашему мнению, такой подход значительно улучшит качество коммуникации между бизнесом и государством и позволит сместить акцент с карательных мер на профилактику нарушений.