Кадровый дефицит ощущается в промышленности уже давно, но в последнее время проблема еще более обострилась. С чем это связано?
Семен Мительман: Вырос гособоронзаказ, а для его выполнения нужно больше людей. Но и предприятия, которые не входят в структуры ОПК, ощутили необходимость укреплять кадровые тылы. Государство увеличило вложения в инфраструктурные проекты, и машиностроение ощутило вкус новых контрактов, оказалось на подъеме, чего мы давно ждали. Но вкус получился с горчинкой: к такой ситуации оказались не вполне готовы. Например, на предприятии "Политранс" в Южноуральске за полтора года наполовину выросла численность персонала, и этого все равно мало. Ощутима нехватка и основных, и вспомогательных рабочих, руководителей среднего звена, технологов, конструкторов. Аналогичная ситуация во многих других компаниях. Сказываются и частичная мобилизация, отъезд части трудоспособного населения за границу.
Чтобы нивелировать нехватку рабочих рук, была запущена федеральная программа "Профессионалитет", предполагающая объединение усилий государства и бизнеса. На базе заведений среднего профессионального звена на условиях софинансирования создаются обучающие кластеры, и в укрепление их материально-технических возможностей вливаются большие деньги: в Челябинской области это 100 миллионов рублей от Федерации, 26 - от областного бюджета. Свою лепту вносят и предприятия, для которых куются кадры. Хотя помощь, конечно, не разбрасывают с вертолета, она точечная: прежде чем получить ее, нужно выиграть конкурсы, показать заинтересованность. Сейчас на Южном Урале создано восемь образовательных кластеров, где уровень мотивации всех участников заметно повышен. В этом году министерство образования региона рассчитывает сформировать еще 5-6 кластеров, хотя по их количеству область и так среди лидеров.
Это инновация в профобразовании или что-то похожее уже было?
Семен Мительман: В свое время я шесть лет проработал в профтехучилище, куда был направлен молодым специалистом с завода. Тогда, в 1983-м, была объявлена реформа системы профобразования и тоже речь шла об укреплении материально-технической базы учебных заведений. К училищам прикрепляли шефов, которые поддерживали их материально. Наше ПТУ № 23 в Челябинске курировали радиозавод и электрометаллургический комбинат. Они оборудовали шикарные мастерские, где учащиеся выполняли заказы некоторых заводов. Но потом все это начало затухать: профтехучилища в прежнем своем виде прекратили существование, поскольку выпускники школ поголовно устремились в вузы или выбрали профессии, далекие от индустрии, - продавцов, поваров, мастеров ногтевого сервиса. Словом, социальный запрос на технарей стал иссякать, а вместе с ним и поддержка предприятий. Потом, правда, жизнь заставила объединить ПТУ и техникумы в сеть колледжей, что в итоге позволило нарастить их финансирование. А теперь, с появлением "Профессионалитета", наступает новый этап реформирования.
Позволит ли он снять кадровый вопрос с повестки?
Семен Мительман: В федеральной программе может участвовать ограниченное количество компаний. Конкурс, который проходит в этом году, последний. По крайней мере, пока неизвестно, будет ли продолжение. Кроме того, все имеющиеся кластеры появились в крупных городах - Челябинске, Магнитогорске, закрытых территориальных образованиях, а за бортом остались малые и средние муниципалитеты, такие как Еманжелинск, Коркино, Усть-Катав, Сатка, Юрюзань, Катав-Ивановск, Карабаш, Верхний Уфалей и другие. Там нет мощных градообразующих предприятий, способных инвестировать в данный проект, и это проблема. Потому объединение работодателей предлагает сейчас развивать свою, областную, программу по аналогии с федеральной, чтобы она была нацелена как раз на малые территории Южного Урала. И очень важно, на мой взгляд, что Заксобрание области при поддержке исполнительной власти недавно приняло дополнение к закону об инвестиционном налоговом вычете. Теперь компании, вкладывающие средства в развитие колледжей, смогут возвращать из областного бюджета 60 процентов затрат в зачет налога на прибыль.
Это можно считать стартом регионального проекта?
Семен Мительман: Первыми его ростками. Пока неизвестно, какие суммы поступят от области. Но сегодня она не бедная, мы хорошо наполняем бюджет, несмотря на санкции. И власти тоже понимают значимость кадрового вопроса. Промышленники передали губернатору свои предложения об ускоренной подготовке специалистов. Речь шла, в частности, о снижении возраста для допуска к самостоятельной работе, новых форматах обучения, поддержке наставничества и многом другом. Все 17 пунктов приняты к рассмотрению, профильные министерства их отрабатывают. Поэтому, думаю, областная программа должна состояться.
Хозяйственники выступают единым фронтом при обсуждении кадровых перспектив. А какие предприятия демонстрируют лучшие собственные практики?
Семен Мительман: "КОНАР", Челябинский трубопрокатный завод, автозавод "Урал" и другие. Вне конкуренции, как всегда, Магнитка. Любопытно, что в этой группе появляются и средние по размеру компании. "ДСТ-УРАЛ", например, стал коренником одного из образовательных кластеров, передав туда современное оборудование. В его цехах около трех десятков роботов, и завод, конечно, профилирует студентов в первую очередь для себя. Это пример того, как можно действовать, не обладая огромными финансовыми ресурсами. Компании, которые думают о завтрашнем дне, в любом случае будут в выигрыше. Да иного выхода и нет.
Кадровая стратегия готова, теперь дело за ее реализацией?
Семен Мительман: Это не застывшая матрица, а динамичный процесс. Меняются внешнеполитическая и внутренняя ситуации. Потребности, соответственно, тоже. У меня, к примеру, есть субъективное мнение, которое не совпадает с представлениями ряда чиновников и даже моих коллег. Считаю, что деньги, которые сейчас идут на укрепление базы учебных заведений, лучше направить на оснащение учебных центров небольших компаний, где вести обучение с помощью 3D-моделей, VR-технологий. Современные станки, обрабатывающие центры дороги и к тому же быстро устаревают. Пройдет несколько лет, и это будет уже вчерашний день, и нам просто не накупить нужного оборудования.
Но цель оснащения колледжей - выпускать полностью готовых специалистов. А вы предлагаете поделить обязанности?
Семен Мительман: Да. Пусть колледж дает теоретическую подготовку, а за практикой студенты идут на завод, на учебном участке которого стоит не сварочный полуавтомат, а его симулятор. Надев очки дополненной реальности, можно учиться металлообработке, и для этого не требуются большие площади и реальный станочный парк.
В каком состоянии институт наставничества?
Семен Мительман: В прошлом году область впервые направила деньги на оплату труда наставников через службу занятости. И пусть это небольшие средства, но в 2023-м программа будет продолжена. По предложению СПП в нее внесен ряд изменений, дополнений. Мы предлагаем, чтобы на каждые 10 практикантов был один мастер производственного обучения, и под это предусматривались ресурсы. А не так: один куратор вынужден опекать целую группу студентов.
Есть ли какие-то позитивные тенденции на рынке труда?
Семен Мительман: Повышение призывного возраста - благо для промышленников, это поможет закрепить молодых парней на производстве. Ведь до сих пор выпускник колледжа, получив летом диплом, осенью уже уходил в армию. То есть деньги в него вложили, профессии обучили, а потом ищи-свищи его на просторах страны. Совсем другое дело - временная фора в несколько лет. Наша задача - социализировать и адаптировать молодого специалиста, чтобы после срочной службы он захотел вернуться.
Демографическая ситуация сейчас не прибавляет оптимизма, и все же, если мы последовательно продолжим идти в нужном направлении, результаты будут. Можно переориентировать на политехнические профессии тот человеческий ресурс, который есть. Задача в том, чтобы показать молодым ребятам: труд на заводе может быть и престижным, и хорошо оплачиваемым. Здесь не грязь и копоть, а вполне нормальные условия. И если выбрать эту стезю, можно стать мастером, дорасти до руководителя и двигаться дальше по пути самореализации, обеспечивая достойную жизнь себе и своей семье.