10 – 13 ИЮЛЯ 2023
10 – 13 ИЮЛЯ 2023
Скрольте вниз
10.07.202313:53

На Южном Урале работодатели активно включились в подготовку кадров

По данным Банка России, в первом квартале 2023-го нехватка кадров в экономике достигла пика с 1998 года, и наибольший дефицит фиксируется в реальном секторе. За год количество ищущих работу сократилось на треть, по самым востребованным профессиям - более чем на 40 процентов. Сильнее этот тренд почувствовали в индустриальных регионах. На начало июня на Южном Урале было зарегистрировано 11,7 тысячи безработных, тогда как количество вакансий приблизилось к 42,5 тысячи, что свидетельствует о серьезном кадровом дисбалансе. Поэтому региональное объединение работодателей активно включилось в процесс подготовки специалистов. О том, какие стратегии используются для этого, корреспонденту "РГ" рассказывает вице-президент Челябинского союза промышленников и предпринимателей (СПП) Семен Мительман.

Когда студенты помимо аудиторных занятий приобретают практические навыки на настоящем производстве, работодатель получает готовых специалистов.
Когда студенты помимо аудиторных занятий приобретают практические навыки на настоящем производстве, работодатель получает готовых специалистов. / Татьяна Андреева/РГ

Кадровый дефицит ощущается в промышленности уже давно, но в последнее время проблема еще более обострилась. С чем это связано?

Семен Мительман: Вырос гособоронзаказ, а для его выполнения нужно больше людей. Но и предприятия, которые не входят в структуры ОПК, ощутили необходимость укреплять кадровые тылы. Государство увеличило вложения в инфраструктурные проекты, и машиностроение ощутило вкус новых контрактов, оказалось на подъеме, чего мы давно ждали. Но вкус получился с горчинкой: к такой ситуации оказались не вполне готовы. Например, на предприятии "Политранс" в Южноуральске за полтора года наполовину выросла численность персонала, и этого все равно мало. Ощутима нехватка и основных, и вспомогательных рабочих, руководителей среднего звена, технологов, конструкторов. Аналогичная ситуация во многих других компаниях. Сказываются и частичная мобилизация, отъезд части трудоспособного населения за границу.

Чтобы нивелировать нехватку рабочих рук, была запущена федеральная программа "Профессионалитет", предполагающая объединение усилий государства и бизнеса. На базе заведений среднего профессионального звена на условиях софинансирования создаются обучающие кластеры, и в укрепление их материально-технических возможностей вливаются большие деньги: в Челябинской области это 100 миллионов рублей от Федерации, 26 - от областного бюджета. Свою лепту вносят и предприятия, для которых куются кадры. Хотя помощь, конечно, не разбрасывают с вертолета, она точечная: прежде чем получить ее, нужно выиграть конкурсы, показать заинтересованность. Сейчас на Южном Урале создано восемь образовательных кластеров, где уровень мотивации всех участников заметно повышен. В этом году министерство образования региона рассчитывает сформировать еще 5-6 кластеров, хотя по их количеству область и так среди лидеров.

Это инновация в профобразовании или что-то похожее уже было?

Лучше направить средства на оснащение учебных центров небольших компаний

Семен Мительман: В свое время я шесть лет проработал в профтехучилище, куда был направлен молодым специалистом с завода. Тогда, в 1983-м, была объявлена реформа системы профобразования и тоже речь шла об укреплении материально-технической базы учебных заведений. К училищам прикрепляли шефов, которые поддерживали их материально. Наше ПТУ № 23 в Челябинске курировали радиозавод и электрометаллургический комбинат. Они оборудовали шикарные мастерские, где учащиеся выполняли заказы некоторых заводов. Но потом все это начало затухать: профтехучилища в прежнем своем виде прекратили существование, поскольку выпускники школ поголовно устремились в вузы или выбрали профессии, далекие от индустрии, - продавцов, поваров, мастеров ногтевого сервиса. Словом, социальный запрос на технарей стал иссякать, а вместе с ним и поддержка предприятий. Потом, правда, жизнь заставила объединить ПТУ и техникумы в сеть колледжей, что в итоге позволило нарастить их финансирование. А теперь, с появлением "Профессионалитета", наступает новый этап реформирования.

Позволит ли он снять кадровый вопрос с повестки?

Семен Мительман: В федеральной программе может участвовать ограниченное количество компаний. Конкурс, который проходит в этом году, последний. По крайней мере, пока неизвестно, будет ли продолжение. Кроме того, все имеющиеся кластеры появились в крупных городах - Челябинске, Магнитогорске, закрытых территориальных образованиях, а за бортом остались малые и средние муниципалитеты, такие как Еманжелинск, Коркино, Усть-Катав, Сатка, Юрюзань, Катав-Ивановск, Карабаш, Верхний Уфалей и другие. Там нет мощных градообразующих предприятий, способных инвестировать в данный проект, и это проблема. Потому объединение работодателей предлагает сейчас развивать свою, областную, программу по аналогии с федеральной, чтобы она была нацелена как раз на малые территории Южного Урала. И очень важно, на мой взгляд, что Заксобрание области при поддержке исполнительной власти недавно приняло дополнение к закону об инвестиционном налоговом вычете. Теперь компании, вкладывающие средства в развитие колледжей, смогут возвращать из областного бюджета 60 процентов затрат в зачет налога на прибыль.

Это можно считать стартом регионального проекта?

Семен Мительман: Первыми его ростками. Пока неизвестно, какие суммы поступят от области. Но сегодня она не бедная, мы хорошо наполняем бюджет, несмотря на санкции. И власти тоже понимают значимость кадрового вопроса. Промышленники передали губернатору свои предложения об ускоренной подготовке специалистов. Речь шла, в частности, о снижении возраста для допуска к самостоятельной работе, новых форматах обучения, поддержке наставничества и многом другом. Все 17 пунктов приняты к рассмотрению, профильные министерства их отрабатывают. Поэтому, думаю, областная программа должна состояться.

Хозяйственники выступают единым фронтом при обсуждении кадровых перспектив. А какие предприятия демонстрируют лучшие собственные практики?

Семен Мительман: "КОНАР", Челябинский трубопрокатный завод, автозавод "Урал" и другие. Вне конкуренции, как всегда, Магнитка. Любопытно, что в этой группе появляются и средние по размеру компании. "ДСТ-УРАЛ", например, стал коренником одного из образовательных кластеров, передав туда современное оборудование. В его цехах около трех десятков роботов, и завод, конечно, профилирует студентов в первую очередь для себя. Это пример того, как можно действовать, не обладая огромными финансовыми ресурсами. Компании, которые думают о завтрашнем дне, в любом случае будут в выигрыше. Да иного выхода и нет.

Кадровая стратегия готова, теперь дело за ее реализацией?

Семен Мительман: Это не застывшая матрица, а динамичный процесс. Меняются внешнеполитическая и внутренняя ситуации. Потребности, соответственно, тоже. У меня, к примеру, есть субъективное мнение, которое не совпадает с представлениями ряда чиновников и даже моих коллег. Считаю, что деньги, которые сейчас идут на укрепление базы учебных заведений, лучше направить на оснащение учебных центров небольших компаний, где вести обучение с помощью 3D-моделей, VR-технологий. Современные станки, обрабатывающие центры дороги и к тому же быстро устаревают. Пройдет несколько лет, и это будет уже вчерашний день, и нам просто не накупить нужного оборудования.

Но цель оснащения колледжей - выпускать полностью готовых специалистов. А вы предлагаете поделить обязанности?

Семен Мительман: Да. Пусть колледж дает теоретическую подготовку, а за практикой студенты идут на завод, на учебном участке которого стоит не сварочный полуавтомат, а его симулятор. Надев очки дополненной реальности, можно учиться металлообработке, и для этого не требуются большие площади и реальный станочный парк.

В каком состоянии институт наставничества?

Семен Мительман: В прошлом году область впервые направила деньги на оплату труда наставников через службу занятости. И пусть это небольшие средства, но в 2023-м программа будет продолжена. По предложению СПП в нее внесен ряд изменений, дополнений. Мы предлагаем, чтобы на каждые 10 практикантов был один мастер производственного обучения, и под это предусматривались ресурсы. А не так: один куратор вынужден опекать целую группу студентов.

Есть ли какие-то позитивные тенденции на рынке труда?

Семен Мительман: Повышение призывного возраста - благо для промышленников, это поможет закрепить молодых парней на производстве. Ведь до сих пор выпускник колледжа, получив летом диплом, осенью уже уходил в армию. То есть деньги в него вложили, профессии обучили, а потом ищи-свищи его на просторах страны. Совсем другое дело - временная фора в несколько лет. Наша задача - социализировать и адаптировать молодого специалиста, чтобы после срочной службы он захотел вернуться.

Демографическая ситуация сейчас не прибавляет оптимизма, и все же, если мы последовательно продолжим идти в нужном направлении, результаты будут. Можно переориентировать на политехнические профессии тот человеческий ресурс, который есть. Задача в том, чтобы показать молодым ребятам: труд на заводе может быть и престижным, и хорошо оплачиваемым. Здесь не грязь и копоть, а вполне нормальные условия. И если выбрать эту стезю, можно стать мастером, дорасти до руководителя и двигаться дальше по пути самореализации, обеспечивая достойную жизнь себе и своей семье.