"Экоповестка" давно стала эффективным орудием экономической борьбы: под прикрытием громких "зеленых" лозунгов можно расправиться с успешными конкурентами. В глобальное противостояние оказались втянуты и уральский производитель хризотил-асбеста, поставляющий продукцию в 35 стран, и сотни других компаний мира. Они уже не первое десятилетие отражают атаки лицемерных поборников "чистой окружающей среды" из стран Евросоюза, Австралии, Канады. Каждые два года на заседании сторон Роттердамской конвенции они требуют включить "горный лен" в так называемое приложение № 3 - список запрещенных к использованию химических веществ (хотя хризотил таковым не является).
Напомним: добычу и переработку минерала хотят запретить под предлогом увеличения случаев онкозаболеваний у контактирующих с амфиболовым асбестом (в России он не добывается). Мелкие волокна амфибола могут десятилетиями находиться в легких человека и провоцировать развитие болезней. Однако длинноволокнистый хризотиловый асбест, который добывают в том числе и на Урале, в этом не повинен. По мнению экспертов-медиков, его нити способны растворяться в кислотной легочной среде и легко выводятся из организма. Так, результаты многолетних научных исследований в Национальном центре гигиены труда и профзаболеваний Карагандинского медуниверситета показали, что хризотил безвреден при контролируемом его использовании. В течение ряда лет в Казахстане не обнаружено заболеваний, связанных с хризотилом, констатируют ученые.
Российские коллеги разделяют их убежденность. Особые доводы приводит председатель гордумы Асбеста Леонид Ремезов - глава международного Альянса профсоюзных организаций "Хризотил", руководитель профкома "Ураласбеста". 400-летний стаж работы на комбинате фамильной династии Ремезовых - весомый аргумент.
- В забое трудился мой дед, почти полвека управлял экскаватором отец, сам я 13 лет работал в карьере, свою судьбу с "Ураласбестом" связала моя многочисленная родня. Неужели мы рисковали бы самым дорогим, посылая в "асбестовое пекло" своих наследников? - задает он риторический вопрос.
Столетняя история "Ураласбеста" - главное подтверждение безопасности минерала при контролируемом использовании. За целый век здесь не было зафиксировано никаких особенных медицинских аномалий.
Кстати, Баженовское месторождение хризотил-асбеста, которое разрабатывает комбинат, претендует на статус "Достояние Среднего Урала". Не будь его - не было бы ни предприятия, ни города. Месторождение открыл в 1885 году член Уральского общества любителей естествознания Алексей Ладыженский. Русские горняки еще тогда установили, что природной кладовой нет равных по запасам и качеству "кудельки".
Это и сегодня самая крупная выработка хризотилового асбеста в России и Европе: горные работы ведутся на площади 40 квадратных километров, а количество уже извлеченной горной массы превышает 5 миллиардов тонн. На долю "Ураласбеста" приходится 45 процентов российского хризотила и 21 процент - мирового. Уральский комбинат снабжает 40 процентов российских предприятий асбоцементной индустрии и полностью обеспечивает сырьем производителей асботехнических изделий и асбестового картона. Кроме того, "Ураласбест" входит в тройку крупнейших российских производителей нерудных стройматериалов. Его вклад в строительство федеральной скоростной трассы М-12 Москва-Казань - тысячи вагонов со щебнем. "Ураласбест" включен в число системообразующих предприятий экономики страны, это ответственный бизнес, несущий огромную социальную нагрузку.
- Несмотря на всплески мировой антихризотиловой кампании и периодические бури в экономике, "Ураласбест" растет и развивается. Зримые очертания приобретают масштабные проекты диверсификации. Для ухода от монозависимости построен завод по выпуску из попутно добываемого сырья, габбро, теплоизоляции ЭКОВЕР, успешно завоевавшей рынок Урала и Сибири, - рассказывает генеральный директор комбината "Ураласбест" Юрий Козлов. - Согласно стратегическим целям Миссии комбината, возводится завод нерудных стройматериалов - будем выпускать щебень улучшенного качества по современным стандартам. Дочерняя компания "Ультра Си" получила статус участника приоритетного инвестпроекта Свердловской области - создается производство продукции путем комплексной переработки серпентинита с применением экологичных технологий. Новые предприятия "Ураласбеста" станут базой для социального развития города.
Александр Семячков, руководитель центра природопользования и геоэкологии Института экономики УрО РАН:
- Борьба с западными "зелеными" длится годами и напоминает качели. И очевидно, что сегодняшние нападки на асбест напрямую связаны с экономической и политической ситуацией в мире. Что такое хризотил-асбест? Это хороший теплоизоляционный и огнестойкий материал, который используется не только в изготовлении костюмов для пожарных, но и, например, в производстве автомобилей, космической техники. Это позволяет отнести его к разряду стратегически важных. Само Баженовское месторождение - наше национальное достояние. Уральские запасы самые большие, их хватит еще на десятилетия работы. Очевидно, что надо до конца бороться за градообразующее предприятие. Что касается разговоров о якобы повальных заболеваниях в Асбесте, то они не выдерживают никакой критики.