8 – 11 ИЮЛЯ 2024
Скрольте вниз
10.07.202312:35

Производство инструмента в России затормозил низкий спрос

Политика импортозамещения последовательно проводится в стране уже почти 10 лет. Однако ни она, ни нарастающие санкционные запреты до сих пор не избавили российскую промышленность от тотальной зависимости от зарубежных станков и инструмента. Мнением о том, что этому мешает и что реально поможет нарастить сбыт отечественного оборудования, поделился директор ПО "Инсистенс" Марат Манаев.

Уровень металлообработки в значительной степени зависит от качества инструмента и оснастки.
Уровень металлообработки в значительной степени зависит от качества инструмента и оснастки. / Татьяна Андреева/РГ

Казалось бы, внешне в отрасли все выглядит неплохо: по данным ассоциации "Станкоинструмент", объемы выпуска в 2022-м поднялись почти вдвое, некоторые предприятия плотно загружены до 2025 года.

Марат Манаев: Приводить проценты в отрыве от абсолютных цифр некорректно. Например, компания в прошлом году собрала один станок, в этом два - это рост на 100 процентов? И по загрузке до 2025 года, думаю, немного преувеличено: сужу по нашему предприятию и партнерам. Возможно, речь идет о каком-то уникальном оборудовании, а инструмент и оснастку заказчики не готовы ждать даже месяц.

Объемы производства в отрасли после начала СВО действительно выросли: сказались уход европейцев, санкции и увеличение заказов со стороны оборонки. Однако гордиться пока особо нечем: по нашей оценке, более 80 процентов станков по-прежнему ввозится из-за границы.

Наши производители могут рассчитывать менее чем на 20 процентов рынка, при этом в отечественных станках большая часть ЧПУ, шарико-винтовых передач, линейных направляющих, подшипников - иностранная. С инструментом не лучше: в 99 процентах случаев он выпускается на зарубежном оборудовании.

Чтобы поднять внутреннее потребление, нужна госпрограмма развития индустрии

Как изменилась за год доля импортной оснастки?

Марат Манаев: Если речь о серийной продукции (тисках, оправках, токарных державках), то более 90 процентов - импорт, в основном из Китая. В России около десятка предприятий технологически готовы к замещению, но для этого производство должно стать выгодным. Пока они неконкурентны по цене.

Насколько велика зависимость инструментальной отрасли от зарубежного твердосплавного сырья?

Марат Манаев: 90 процентов заготовок приходит из КНР, и это не только российская специфика - мировая практика. Причина проста: в Китае сосредоточено более 80 процентов добычи вольфрама, а в России - всего два. Мы сами отказались от развития этой отрасли в 1990-е. Что имеем на сегодня? Среднее предприятие в Поднебесной выпускает около 100 миллионов режущих пластин в год, самое крупное отечественное - всего пять миллионов.

Почему, на ваш взгляд, отечественная продукция продолжает проигрывать на внутреннем рынке?

Марат Манаев: Основное в производстве - это объем сбыта, который обеспечивает возврат затрат на НИОКР и создание продукции. Зарубежные компании действуют на мировом рынке, российский занимает в нем всего 1,5-2 процента, при этом наши предприятия выпускают 10-20 процентов нужного ассортимента. Да, мы можем изготовить полный аналог или даже изделие с улучшенными характеристиками, но производить уникальные, сложные вещи в единичном экземпляре экономически нецелесообразно.

Что делать: выходить на рынки СНГ?

Марат Манаев: Поднимать внутреннее потребление в 4-6 раз, до уровня СССР. Тут требуется комплексная госпрограмма развития промышленности, нужно наращивать выпуск своих тракторов, комбайнов, компрессоров, машин, строительной и дорожной техники. При этом не менее 80 процентов станков, оснастки и инструмента, с помощью которых они изготавливаются, тоже должны быть отечественными. Та же Северсталь увеличит объемы холодного проката, если ей поступит массовый заказ от автопрома. Развитие авиастроения загрузит ВСМПО-АВИСМА, а когда скоростные электрички "Ласточка" начнут ездить по всей стране, это обеспечит рост объемов алюминиевым заводам. Реализовав такую программу, мы и по каждому виду станкоинструментальной продукции получим не менее 2-3 компаний, конкурентоспособных на мировом уровне.

Сколько в стране производителей инструмента? Как быстро они способны обеспечить импортозамещение?

Марат Манаев: Думаю, около ста. Что касается сроков, все зависит от созданных условий. Если будет действовать заявительный принцип поддержки тех, кто освоил какую-либо продукцию, многие позиции появятся на рынке очень быстро, от полугода до нескольких лет.

Какие отрасли являются основными потребителями инструмента и оснастки? Есть ли у них корпоративные программы импортозамещения?

Марат Манаев: Наши основные заказчики - предприятия ОПК, Росатома, транспортного машиностроения, а также обеспечивающие добычу полезных ископаемых. Ваш вопрос про программы я бы разделил на две части: у частного бизнеса нет никаких регламентов на этот счет. Чтобы попасть в число поставщиков, достаточно выполнить три условия: доступность на складе, низкая цена, стойкость и качество обработки на высоких режимах. У госпредприятий задача замещения стоит, но процесс принятия решений намного сложнее, к тому же надо иметь статус отечественного производителя. К примеру, наше предприятие формально таковым не является, хотя имеет два КБ, исследовательскую лабораторию, свои мощности, наш инструмент используют более 10 тысяч машиностроительных и лесопильных компаний РФ и Беларуси. Вот такой парадокс.

К слову, в США у менеджеров по закупкам даже в KPI включен показатель "снижение доли китайских товаров на 5-7 процентов в год". Что в Германии, что в Южной Корее на бытовом уровне считается хорошим тоном покупать свое: так ты обеспечиваешь работу национальной экономики. В России это понимание есть не у всех, но, надеемся, появится.

Минпромторг РФ готовит новый федеральный проект "Развитие станкоинструментальной промышленности". Как еще государство может стимулировать спрос?

Марат Манаев: Мы направляли предложения в этот документ, но окончательная версия не опубликована, так что не ясно, что в нее вошло. Ключевой вопрос: будут ли вводиться заградительные пошлины на импорт в размере 30-50 процентов (а на товары из недружественных стран их можно увеличить еще в два раза)? Делать это надо по всей номенклатуре, где у россиян есть компетенции. Благодаря этому отечественные производители смогут повысить качество и снизить себестоимость своей продукции.