Например, на арабском или турецком. Соответствующий законопроект уже внесен в бундестаг. Согласно исследованию Института немецкой экономики, в Германии не хватает около 20,5 тысячи воспитателей детского сада, Фонд Бертельсмана говорит о наличии 100 тысяч вакансий. Нехватка педагогов сопровождается нехваткой мест в детских садах. При этом дети из семей мигрантов чаще остаются без места в садике, чем дети из немецких семей.
Дефицит кадров сохраняется и в социальной сфере. В первую очередь проблема ощущается в школах, в специалистах, оказывающих помощь при профориентации, в интеграционных службах, в центрах по борьбе с зависимостями, а также в детских домах и домах престарелых. Не хватает педагогов для взрослых, в первую очередь в сфере обучения немецкому языку как иностранному.
Все проблемы с нехваткой квалифицированных работников немецкие власти пытаются решить с помощью мигрантов. Так, экспертный совет Германии по контролю за экономическим развитием считает необходимым принимать ежегодно полтора миллиона мигрантов. Для этого, по мнению совета, Германии нужна культура гостеприимства. Правда непонятно, где будут жить эти 1,5 миллиона приезжих. Вероятно, многие приедут не одни, а с семьями и не все из них будут иметь достаточный уровень образования, чтобы сразу трудоустроиться в немецкую компанию. Будут необходимы языковые и интеграционные курсы, соцработники для первоначальной поддержки, учителя. В общем, все те, кого в Германии уже сейчас не хватает. Требование принимать больше мигрантов противоречит тому, что Германия в состоянии предложить в плане профессиональной интеграции. Но предметно говорить об этом в Германии вряд ли возможно. Иммиграция - это безальтернативно хорошо. Таково кредо, которое звучит в новостях каждый день.
Стратегия снижения требований, в том числе языковых, к приглашаемым специалистам до такой степени, чтобы можно было найти работников на предлагаемую зарплату, не принесет Германии ничего хорошего. Такая практика лишь способствует образованию гетто и социальной изоляции мигрантов. Очевидно, что воспитатели и педагоги с более низким уровнем образования и слабым знанием немецкого языка станут работать в не самых благополучных районах Германии, прежде всего, в районах с высокой долей мигрантов. Международное исследование, в котором оценивались навыки чтения школьников в возрасте 9 лет, показывает явную негативную тенденцию в Германии. Немецкие школьники читают и понимают прочитанное все хуже и хуже. Особой проблемой в данном контексте является сильное отставание детей из семей мигрантов.