В ФАС разъяснили значение "пятого антимонопольного пакета"

"Пятый антимонопольный пакет" направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, рассказали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Закон о внесении изменений подписан президентом. Новые нормы вступят в силу с 1 сентября 2023 года.

Под действие пятого пакета попадают маркетплейсы и агрегаторы в случае, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

"На сегодняшний день к ним точно относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании", - пояснили в пресс-службе ФАС.

При этом, что пятый пакет будет распространяться только на доминирующие цифровые платформы в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение. Например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.

Закон также вводит новые критерии доминирующего положения на товарном рынке - это наличие "сетевого эффекта". Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки. На примере агрегатора такси в ФАС поясняют: чем больше у агрегатора такси водителей, тем больше к нему подключится пассажиров. При этом если рынок близок к насыщению и монополизации, "сетевой эффект" выступает очень высоким барьером входа на рынок.

Для агрегаторов онлайн-торговли, использующих "сетевой эффект", критерием доминирующего положения станет выручка, которая за последний календарный год превышает 2 млрд рублей, а также превышающая 35% доля сделок на определенном товарном рынке, отметили в ФАС.

Также устанавливается новое условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. Теперь с ФАС будут согласовываться сделки, цена которых превышает 7 млрд рублей. Кроме того, антимонопольное ведомство при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки теперь будет вправе назначить экспертизу и привлечь экспертов для ее проведения.

"Так, сделка Яндекс.Такси/Везёт в 2021 году в целях защиты конкуренции и интересов граждан могла быть заблокирована по причине превышения порога согласования с ФАС России в 7 млрд рублей, если бы этот законопроект был принят", - приводят пример в ведомстве.

В ФАС подчеркнули, что нововведения дадут возможность быстрее защищать права потребителей, поскольку подход "пятого пакета" меняет подход к анализу рынка и ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел.

От исполнения "пятого антимонопольного пакета" должны выиграть все стороны: предприниматели, которые работают на цифровых платформах, поставщики товаров, исполнители услуг, владельцы пунктов выдачи и покупатели, отметил в беседе с "РГ" замглавы Общественного совета при Роспотребнадзоре, глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов. По его мнению, станет меньше злоупотреблений, а за все злоупотребления в конечном итоге платит потребитель.

"Это большой шаг вперед. Единственный нюанс - чтобы мораторий на проверки, в части цифровых платформ, маркетплейсов, был скорректирован так, как это и предлагает антимонопольная служба. То есть чтобы не просто были приняты новые нормы, но и у надзорных органов были инструменты, чтобы эти нормы работали и нарушители привлекались к ответственности", - добавил он.

В качестве примера эксперт привел схему работы на площадке Wildberries, которая предоставляет предпринимателям собственную инфраструктуру. Если они хотят работать на Wildberries, то вынуждены соглашаться с правилами площадки вне зависимости от того, законны ли они, и какими возможностями обладают предприниматели.

"Если вы хотите поставлять товары, вы обязаны принимать эти оферты, выплачивать штрафы и пр. Если вы хотите быть пунктом выдачи, вы обязаны всегда сохранять риск, что вас безосновательно привлекут к ответственности, будут в одностороннем порядке изменены правила и пр.", - говорит Павлов.

Раньше это находилось в сфере видения антимонопольных органов, но теперь антимонопольная служба прямо указывает, что доминирующее положение маркетплейсов, в том числе в рамках их же созданной экосистемы, необходимо предотвращать, пояснил Павлов.