Какую бы форму ни принял будущий мировой порядок, культура укрепит в нем свою определяющую роль
Михаил Швыдкой: В иерархии приоритетов последних 15 лет политические интересы серьезно потеснили экономические амбиции
Сергей Фадеичев/ТАСС
11.07.2023 20:18
11.07.2023 20:18
Поделиться
Грядущий саммит Россия-Африка, предстоящая встреча лидеров стран "двадцатки" в Нью-Дели, равно как и очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, вновь и вновь будут возвращать к вопросу о необходимости формирования справедливого многополярного мира. Противостояние стран "золотого миллиарда" и государств "мирового большинства" требует новых подходов к архитектуре международных отношений.

Какую бы форму ни принял будущий мировой порядок, культура укрепит свою определяющую роль в международных отношениях. Отчасти потому, что в иерархии приоритетов последних пятнадцати лет политические интересы серьезно потеснили экономические амбиции. Политика, словно опровергая классиков марксизма-ленинизма, в ряде случаев перестала быть концентрированным выражением экономики. Вопрос смыслов оказался важнее скачков биржевых котировок. Хотя бы на словах. Социокультурные ценности вошли в политический словарь, стали неотъемлемой частью представлений о национальном суверенитете, об идентичности нации.

Необходимость защиты разнообразия и самоопределения культуры получают радикальное выражение в феномене индигенизации, в буквальном смысле - "отуземливании" - социокультурных кодов. Термин теоретической антропологии за последние полвека получил реальный политический смысл. Глобализация в качестве серьезного противовеса получила стремление к возрождению культурного самоопределения, суверенизации этнического и религиозного самосознания. Не случайно Европейский союз в уставных документах не взял на себя заботу об универсальной "европейской культуре", возложив ответственность на национальные правительства. Французы не хотят быть немцами, а итальянцы - испанцами. Аналогичные процессы происходят во всех регионах мира.

Сэмюэл Хантингтон в "Столкновении цивилизаций" особую роль отводит новым процессам в мировой культурной жизни. "Распределение культур в мире отражает распределение власти. (...) Европейский колониализм позади, американская гегемония сходит на нет. Далее следует свертывание западной культуры, по мере того как местные, исторически сложившиеся нравы, языки, верования и институты вновь заявляют о себе. Усиление могущества не-западных обществ, вызванное модернизацией, приводит к возрождению не-западных культур во всем мире".

Не-европейская и не-американская интеллигенция, получившая университетское образование по европейским или американским стандартам, проповедует возрождение своих этнических культур, противостоящих западным культурным моделям, претендующим на универсальность. Английский социолог Рональд Дор в середине 1980-х для описания этого процесса использует термин "вторичная индигенизация", лидерами которой нередко становятся выпускники Оксбриджа или американской Лиги плюща. Справедливости ради следует заметить, что задолго до Дора и Хантингтона этот феномен описывал Н.С. Трубецкой в своем труде "Европа и человечество", опубликованном в Софии в 1920 году. Он также возлагал особые надежды на не-европейских и не-американских интеллигентов, получивших западное образование.

Важно понимать, что многополярный мир, который предполагает не только культурную, но и военно-политическую, и экономическую суверенизацию всех субъектов международного права, должен обладать разнообразными и надежными формами коммуникаций. Для его устойчивого существования, прежде всего для предотвращения военных конфликтов, необходим постоянный многосторонний и двусторонний диалог. Задача необычайной сложности, требующая высочайшей политической и дипломатической культуры, профессионализма и способности анализировать огромное количество информации. Она потребует виртуозов, находящихся в состоянии постоянной готовности к решению неведомых прежде проблем.

Уже поэтому сохранение и развитие многообразных национальных культур и языков не должно привести к "феномену строителей Вавилонской башни". По состоянию на 2022 год в мире насчитывалось более 7150 языков. При этом человечество в основном использует 40 языков, что тоже немало. Сохранение многоязычия - важнейшее условие культурного разнообразия. Но диалог культур предполагает поиск общих ценностей, которые создают предпосылки для устойчивого контакта между этносами и государствами. Он требует некого общего языка, который будет понятен всем. И если вопрос об общечеловеческих ценностях остается предметом критической дискуссии из-за опасности размывания этнического, религиозного и этического разнообразия, то универсализм научного знания, высоких технологий, пожалуй, что не вызывает сомнений. Хотя есть и противники, усматривающие в этом "заговор мирового правительства".

Понятие жизни и смерти как фундаментальная оппозиция существует во всех культурах мира

Наука - часть культуры. Современное научное знание, вобравшее в себя открытия китайских, персидских и арабских мудрецов, связано с европейской традицией, неотъемлемой частью которой является русская научная мысль. Советские и российские ученые в ХХ и ХХI веках были участниками мировой научной гонки, в которой нередко выходили победителями, умножая созидательную силу знания. Использование высоких технологий, в том числе и искусственного интеллекта, для сохранения и развития национальных культур, предполагает формирование общего языка коммуникаций, необходимого для всех каналов связи.

И все же не стоит забывать о том, что понятие жизни и смерти как фундаментальная оппозиция существует во всех культурах мира. Даже если земное бытие может казаться неистинным и мимолетным.

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться