Игорь Михайлович, педагогика уже не первый год в лидерах по бюджетным местам. В этом году вузам на педагогические специальности выделено более 75 тысяч мест. Какие направления в топе?
Игорь Реморенко: Пользуется большим спросом история, обществознание, иностранные языки, искусство, коррекционная педагогика. Но последние три года мы, например, наблюдаем явный рост на направления, которые обычно считались слабым звеном в педагогическом образовании. Это программы по начальной школе и дошкольному образованию.
В чем секрет?
Игорь Реморенко: Мы принципиально переделали эти программы, и набор там теперь ведется сразу на несколько профилей одновременно. Например: начальная школа, дошкольное образование, русский язык, математика, естествознание, проектирование образовательных программ. Абитуриент поступает как бы на все эти направления сразу и в течение первых двух лет знакомится с ними, пробует себя в разных их сочетаниях. Но к концу второго года нужно определиться с двумя, по которым будет учиться дальше. Это такой дополнительный вызов: нужно снова доказать, через аттестацию, что сможешь учиться дальше. Все это возможно в рамках пятилетнего бакалавриата.
Привлекает возможность выбора?
Игорь Реморенко: Определенно. Мы даже приглашали студентов на ученый совет, чтобы узнать почему идут на эти направления. Кто-то сразу сказал, что идет по стопам родных, продолжает династию, кто-то в одном профиле определился, но другой хотел бы попробовать. Но треть ответили: только ради возможности выбора, сама возможность продлить самоопределение привлекает. Это новый тренд.
Я поступал в вуз в 80-х годах прошлого века и впереди была ясная картина: поступил, получил диплом, устроился на работу с зарплатой в 120 рублей и так далее. Сегодня все понимают, что жизнь меняется очень быстро. У выпускников пятилетних программ впереди выбор двух квалификаций, но какие они будут - покажут результаты обучения в течение первых двух лет.
Сейчас начинается самый пик приема. Как он проходит в МГПУ?
Игорь Реморенко: Сразу скажу, что и в эту приемную кампанию к нам приходят любознательные, активные, задающие много вопросов абитуриенты. По количеству поступающих на бакалавриат и специалитет, если сравнивать с прошлым годом, идет рост на 316 человек. Также значительный поток идет на программы магистратуры и среднего профобразования. Всего на сегодняшний момент у нас уже около 9 тысяч человек подали заявления. Ожидаем, что к концу приема выйдем на 20 тысяч.
В целом в этом году мы ведем прием на 3210 бюджетных мест на программы СПО, бакалавриата, специалитета и магистратуры. И кстати, университет активно поддерживает талантливых студентов, показавших высокие результаты при сдаче ЕГЭ, а также победителей и призеров олимпиад школьников. Им выплачивается специальная стипендия в размере до 20 тысяч рублей в месяц.
В этом году также отмечаем повышенный интерес к аспирантуре. Это радостно. Раньше молодых людей иногда приходилось просто уговаривать написать кандидатскую. А в этом году на данный момент приняли уже более 300 заявлений.
И что в топе у аспирантов-педагогов?
Игорь Реморенко: "Педагогика" - наша традиционная группа специальностей, внутри неё "общая педагогика, история педагогики и образования", "теория и методика обучения и воспитания", "коррекционная педагогика", "методика профессионального образования", ряд специальностей, связанных со спортивной подготовкой. Помимо этого, приходят аспиранты по математике, праву, психологии, информационным технологиям, политологии, социологии, философии, истории, филологии, экономики и другим направлениям, всего более 40 научных специальностей.
Когда нейросети написали диплом за выпускника вуза, начались разговоры о запрете их использования в образовании. Но возможно ли это? Как переманить ИИ на свою сторону?
Игорь Реморенко: Мы в последние годы активно используем системы искусственного интеллекта для анализа того, что происходит на занятиях. У нас в нескольких десятках аудиторий установлены камеры, которые отслеживают поведение, эмоции, мимику студентов. Так мы потом можем сделать вывод, какое из занятий было самым эмоциональным или самым скучным. Сразу скажу, никакие персональные данные никуда не утекают, мы это делаем исключительно ради совершенствования учебного процесса. Нам ведь важно понять, какие методики, какие подходы наиболее эффективны для обучения. Конечно, нейронка еще "учится", где-то неправильно распознает то или иное поведение - все это постепенно выправляется, в том числе в "ручном" режиме.
Кстати, по итогам массового дистанционного обучения в ковидный период были накоплены большие базы данных, которые мы проанализировали. Один из важных выводов - наиболее успешные занятия характеризуются хорошо налаженной обратной связью между учащимися и преподавателями. Если студенты сами активно говорят, дискутируют в ходе занятий, работают в группах, спорят, то и результаты таких занятий оказываются заметно лучше.
За этим - будущее?
Игорь Реморенко: Думаю, это вектор развития университетских занятий: небольшие проектные группы, активная совместная работа. Но это лишь один способ использования нейросетей. Есть и другие. Я, например, веду курс "Образовательная политика", и мы иногда имитируем заседания Госдумы, обсуждаем разные вопросы, подключая нейросеть. Искусственный интеллект как бы встраивается в структуру учебного занятия, оценивает то, что предлагают студенты, имитирует общественную реакцию на те или иные предложения. Кстати, сейчас разрабатываем нормативку для вуза - как пользоваться нейросетями в учебном процессе. Да, мы не будем глобально это запрещать, но пропишем правила использования. На самом деле, если традиционные поисковые системы хорошо справляются с вопросами информационного свойства - дата события, последовательность исторических фактов, подбор цитат, то нейросети хорошо генерируют аргументы в отношении той или иной позиции. Однако оценить сгенерированные пусть даже строгие логически продуманные аргументы в контексте деятельности, ситуации, накопленного опыта пока может только человек. Разные аргументы хороши, но работают они или не работают, можно решить только восстановив контексты, разнообразные ситуации использования высказанных идей. И тут приходится реконструировать человеческую волю, его ценностные основания, позицию деятеля. Такое нейросетям пока не под силу.
Спрашивали у нейросети, нужно ли отменять ЕГЭ?
Игорь Реморенко: Спрашивали. Хорошо подбирает аргументы "за" и "против": "не надо два раза сдавать экзамены", "можно из регионов поступать в столичные вузы", "меньше коррупции", а также "некачественные материалы", "рост репетиторства" и прочее. Но однозначный вывод не дает.
А вы что думаете?
Игорь Реморенко: Прежде чем что-то отменить, надо что-то предложить взамен. Хорошо, отменили ЕГЭ. Как будем поступать? Как раньше? Сдавать экзамены дважды - в школе и в вузе? Не думаю. Оставим ЕГЭ только для тех, кто идет в вуз? Возможно. Оставим все на усмотрение школы? Маловероятно. Зачем мы принимали единые образовательные программы, если инструмент оценки знаний - не единый? Стройной конструкции завершения обучения в школе и поступления в вузы в случае отмены ЕГЭ ни у кого нет.
У вас в названии вуза есть слово "городской". Это просто определение по месту или есть другой смысл?
Игорь Реморенко: Это - миссия. Первый городской университет был создан в России в 1908 году Альфонсом Шанявским. Установка была такая: "университет для всех, кто учиться желает". Ключевое слово - "желает". Причем половина обучавшихся в Московском городском народном университете им. Альфонса Шанявского - слушатели, которые не получали диплом. Они просто набирали разные курсы, платили за них, получали знания. Важно было хотеть учиться, пусть даже иногда за немалые деньги - 25 рублей в год. Так что городской университет - место, где человек имеет большое пространство выбора и возможность смены траектории, используя возможности и базового, и дополнительного образования. В какой-то степени на это мы пытаемся работать и сегодня, потому что рынок труда стремительно меняется, и наш студент учится искать свою собственную городскую идентичность.
Готовы к переходу на новую систему высшего образования?
Игорь Реморенко: Мы с вами уже обсуждали возможность пяти-, шестилетних программ, которые бы позволяли сочетать профили из разных групп. Мне кажется, это дало бы высшей школе хороший импульс развития, а студенту - возможность в первые годы обучения выбирать и определяться. Самоопределение в профессиональном мире и умение учиться стало новым результатом высшего образования. Все это в целом, конечно, требует эксперимента и переделки нормативной базы: разные направления обучения стоят по-разному, нужно понять, как финансировать студента с разными профилями, как переводить с одного профиля на другой. Для вузов это большая технологическая работа. Мы будем внимательно наблюдать за ходом пилотного проекта и надеемся, что все эти нюансы будут отработаны.
Выпускник педагогического вуза обязательно должен работать учителем?
Реморенко: Строго говоря, совсем необязательно. И в этом нет ничего страшного. У нас масса примеров, как ребята уходили не в школьную педагогику и реализовывались гораздо эффективнее. Например, выпускник занимается онлайн-просвещением: количество его подписчиков в сотни раз больше, чем число учеников в классе. Другой пошел в кадровую службу, но не просто перекладывает бумажки, а планирует сложную программу развития персонала: кого нанять, чему обучить сотрудников, какие курсы повышения квалификации посоветовать. Ареал его образовательного воздействия сопоставим со школьным. Сейчас в разных досуговых программах появился образовательный элемент. Поэтому мы не печалимся, если кто-то из наших выпускников не идет работать в школу. Складывается большая новая сфера трудоустройства - самое разнообразное просвещение, где люди обмениваются знаниями, осваивают новые технологии, развиваются и совершенствуются.