Зачем Турция согласилась пустить Швецию в НАТО

Президент Турции Тайип Эрдоган снял возражения против вступления Швеции в НАТО. Взамен, если судить по публикациям западных СМИ, шведы рассыпались в обещаниях развивать тесные отношения с Анкарой и помогать ей сразу на нескольких направлениях. В частности, в переговорах о вступлении Турции в ЕС, о модернизации таможенного союза Анкары и европейского сообщества, а также о снятии санкций, создающих препятствия для инвестиций и турецкого ВПК.
Реджеп Тайип Эрдоган за свое согласие получил от генсека НАТО Йенса Столтенберга (в центре) и премьера Швеции Ульфа Кристерссона (справа) много улыбок и обещаний, но мало конкретики.
Реджеп Тайип Эрдоган за свое согласие получил от генсека НАТО Йенса Столтенберга (в центре) и премьера Швеции Ульфа Кристерссона (справа) много улыбок и обещаний, но мало конкретики. / EPA

В Вильнюсе, куда западные лидеры съехались на саммит НАТО (11-12 июля), Эрдоган ударил по рукам со светившимся от улыбки премьером Швеции Ульфом Кристерссоном и генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. К ним присоединился и глава Евросовета Шарль Мишель, чье присутствие, видимо, должно было убедить Эрдогана в серьезности обещаний оживить переговоры по членству его страны в ЕС. Турция собирается ратифицировать договор о вступлении Швеции в НАТО в кратчайшие сроки. После чего с примерно двухвековой политикой нейтралитета Швеции будет покончено - несмотря на сопротивление части внутриполитических сил, страна станет 32-м членом Североатлантического альянса.

Хотя для западных СМИ это пока главная новость стартовавшего саммита, сенсацией это назвать довольно трудно. Претензии Анкары к Стокгольму изначально выглядели не более чем попыткой Эрдогана в присущем ему стиле урвать выгоду, но то, что Швеция в конечном итоге станет членом НАТО, было лишь вопросом времени. Шведы за минувший год для виду приняли закон о борьбе с терроризмом, а также отделались обещаниями не поддерживать Рабочую партию Курдистана (признана террористической в Турции) и движение ФЕТО, которое, как заявляют в Анкаре, стоит за попыткой госпереворота в Турции в 2016 году. Однако за единственным исключением Швеция не удовлетворила запросов Турции об экстрадиции членов этих структур. Более того, власти Швеции совершенно не препятствуют на своей территории акциям радикальных активистов по сожжению священного для мусульман Корана.

То, что ранее делавший из этого большую проблему Эрдоган вдруг закрыл на все глаза, а в итоговой сделке по Швеции речь в основном вообще не о терроризме, подтверждает - весь спектакль изначально был лишь предлогом для торга. Турецкие проправительственные СМИ, еще недавно распекавшие Швецию за недостаточное противодействие террористам, теперь победоносно сообщают о том, что Стокгольм выполнил все условия Анкары.

С одной стороны, перечень обещаний, которые получила Турция в обмен на согласие принять Швецию в НАТО, выглядит довольно щедрым. С другой, по большей части все это - лишь обещания. По крайней мере, публично об их фиксации на бумаге не сообщалось.

Довольно сомнительно выглядят перспективы реальных подвижек в вопросе вступления Турции в ЕС, которая ходит в кандидатах рекордно долго - с 1999 года. Те, кто следит за этим достаточно давно, вероятно, знают популярную в дипломатических кругах шутку про то, что "Украина вступит в ЕС сразу после Турции, а Турция - никогда". Швеция станет членом НАТО уже сейчас, но Турция никаких гарантий по путевке в ЕС не имеет. Более того, официальные лица в Брюсселе говорят, что вопросы Швеция-НАТО и Турция-ЕС никак не связаны.

Любопытнее то, что Эрдоган, в последние годы позиционировавший себя националистом, которому ЕС и даром не нужен, вновь сменил курс и подхватил тезисы о пути в Европу, с которыми шел на недавние выборы его главный конкурент.

Едва ли глава Турции, сам в совершенстве владеющий искусством политического жонглерства, всерьез полагается на то, что крайне размытые обещания приведут к скорому членству его страны в Евросоюзе. Тем более что в длинный список требований к кандидатам на вступление в ЕС включены строгие требования реформ по демократическим лекалам, за несоответствие которым Брюссель неоднократно попрекал своенравную Анкару.

Эрдоган решил "забыть" о претензиях к Швеции по терроризму, разменяв их на экономические выгоды для Турции

Поэтому разговоры на тему вступления в Евросоюз - скорее некий сигнал внутритурецкой аудитории. И причины посылать такие сигналы у Эрдогана есть. Хотя на недавних выборах президента Турции он и одержал победу, чрезмерным его отрыв от оппозиционного кандидата не был. А дела в экономике Турции идут не слишком гладко. Это, вероятно, вынуждает Эрдогана заигрывать с немалой прослойкой общества, которую это беспокоит, а также искать внешние стимулы для выхода из кризиса. На это указывает и то, что многие параметры сделки по Швеции касаются именно экономических выгод для Турции.

Кроме того, хотя на публику американцы от уговоров Турции дистанцировались, определенные уступки Анкара может получить и от Вашингтона. В частности, в СМИ гуляют слухи о том, что Белый дом обещает в скором времени добиться от сената США санкции на продажу Турции запрошенных ею истребителей F-16.

Официально

Россия будет планировать ответные меры на вступление Швеции в НАТО, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, указав на "однозначно негативные" последствия этого процесса. По его словам, эти меры будут аналогичны тем, которые проектируются в ответ на уже состоявшееся присоединение Финляндии к альянсу.