К примеру, традиционно вот уже несколько лет подряд Ивановская область входит в число лидеров по обороту продаж малых и средних предпринимателей на маркетплейсах, ключевыми из которых являются Wildberries и Ozon. Продажи наших предприятий на ведущих онлайн-площадках за 2022 год уже перевалили за 50 миллиардов рублей. А количество ивановских предпринимателей, торгующих только на площадке Wildberries, превысило шесть тысяч.
Казалось бы, живи и радуйся. Но вместе с тем возросшее число участников процесса электронной торговли на маркетплейсах приводит к ряду проблем и сбоев в работе, которые сказываются прежде всего на продавцах, размещающих свои товары на площадках. И обращения в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ивановской области это подтверждают.
Анализ проблематики свидетельствует о довольно большом перечне проблем, требующих, по моему мнению, пристального внимания и вызывающих беспокойство. К ним прежде всего следует отнести:
- односторонний порядок изменения договора (оферты) без согласования с сейлером по принципу "не нравятся условия - не работай" и приостановление исполнения обязательств в случае их нарушения;
- блокировка без предварительного уведомления денежных средств, подлежащих выплате продавцам за товар. Что неминуемо срывает бизнес-процессы сейлеров (выплата кредитов, заработной платы, исполнение иных обязательств);
- несистемный рост тарифов за услуги площадок;
- необходимость предоставления личных данных и реквизитов платежных документов граждан РФ и так далее.
Пример. Я специально вошел в чаты в нашей области по Wildberries и Ozon, и это, так скажем, ВИП-чаты, где участвуют ключевые сейлеры, и у них есть свой персональный менеджер, который разруливает проблемы. Но даже там вопросы не прекращаются ни на день. Что говорить об обычных предпринимателях, у которых нет такой поддержки.
Также вызывает тревогу то обстоятельство, что одномоментное аккумулирование значительного объема денежных средств на электронной площадке - как для оплаты поставленного товара, так и полученных от покупателей - в случае прекращения деятельности площадки (по различным причинам, в том числе из-за нестабильной экономической ситуации или возможного влияния внешних негативных факторов) может повлечь за собой массовое банкротство и невыплату обязательств перед предприятиями-сейлерами. То есть последние оказываются в критической зависимости от крупных площадок, поскольку для многих из них торговля через маркетплейсы является единственным каналом сбыта продукции.
Да, сегодня проблематике работы электронных площадок уже начало уделяться достаточное внимание. Так, в рамках заседания экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий 22 сентября 2021 года были сформулированы принципы и правила добросовестного поведения участников рынка цифровых платформ, обеспечивающих опосредованное (через платформу) или прямое взаимодействие различных групп пользователей, помимо самой платформы, включая, но не ограничиваясь агрегаторами товаров, работ, услуг, поисковыми системами, сайтами объявлений, рекламными системами, операционными системами, магазинами приложений, социальными сетями.
Ситуация на указанном рынке изменилась настолько кардинально, что возникла потребность не только в формировании принципов добросовестной работы электронных торговых площадок, но и в совершенствовании инструментов антимонопольного регулирования данной сферы для защиты субъектов предпринимательства и граждан.
Время так называемого "мягкого права", подписания меморандумов прошло, практика показала неэффективность этих процессов. В нашей стране и закон зачастую трактуется по-разному, не то что меморандумы. Как говорится, это бизнес, ничего личного.
Поэтому считаю необходимым принять за данность, что обозначенная проблема - системная, онлайн-торговля будет только развиваться, и уже сейчас задача органов власти - спокойно проанализировав действия сторон, начать регулировать и контролировать данный вид деятельности. Нужны четкие правила.
Необходимо разработать и принять новые правовые нормы с целью противодействия нарушениям антимонопольного законодательства, которые могут допускать маркетплейсы. Нужно разработать дорожную карту, в которой будут перечислены основные вопросы, возникающие и связанные с дальнейшим развитием конкуренции в сфере онлайн-торговли. В частности, речь должна идти о четких правилах ценообразования на предоставленные услуги; гарантии сохранения (страхования) вложенных денежных средств; понятном механизме и порядке рассмотрения обращений пользователей; невозможности навязывания излишних требований; разработке маркеров, позволяющих отслеживать финансовые показатели электронной торговой площадки для предупреждения ее предбанкротного, нестабильного экономического состояния.