Поделиться

    В Богородске показали новый арктический вездеход "Русак"

    Многим автомобилистам знакома, а большинству из них и на практике понятна расхожая шутка: "Есть дороги, а есть направления". Но и по направлению, то бишь бездорожью, приходится выстраивать маршрут. В России, согласно оценке экспертов, общая площадь мерзлых пород составляет около 11 миллионов квадратных километров (а это почти две трети всей территории). И без отечественных вездеходов на таких землях не обойтись.

    Огромный колесный вездеход марки "Русак" ("Русская Арктическая компания") в двух модификациях - пассажирской и грузовой - можно было рассмотреть недавно в Богородске. Его представили к вековому юбилею города на выставке продукции местных промышленных предприятий. Разработанный и выпускаемый в Нижегородской области, он скоро отправится далеко на север.

    "Русак" уже протестировали весной на учениях МЧС "Безопасная Арктика - 2023", самых масштабных за последние 30 лет. Отрабатывали реагирование на основные природные и техногенные риски арктического региона. Время выбрали неслучайно: по мнению спасателей, конец марта - начало апреля - самая сложная погода в году для движения в тундре по бездорожью.

    У вездехода чрезвычайно крепкая конструкция. Он вмещает кроме трех членов экипажа еще семь специалистов. Толстый слой утеплителя дает комфорт и водителю, и пассажирам. На этом гиганте установлены шины сверхнизкого давления разработки нижегородских инженеров. Гусеницы бы не подошли - они буквально раздирают чахлый растительный покров и делают провалы в грунте. Машина не имеет аналогов в мире. Уникальным ее делают две параллельно работающие гибридные установки, включающие два двигателя внутреннего сгорания, два генератора, два электродвигателя и два блока аккумуляторных батарей. Сложность была в том, чтобы эти установки работали синхронно, но инженеры с задачей справились.

    Если представить "Русака" на шоссе, то скорость - 60 километров в час - может и не впечатлить, но этот крепыш берет свое на бездорожье. Он легко пройдет и кочки, и горки до 40 градусов уклона. Водные преграды преодолевает неспешно (четыре-пять километров в час), но свободно и уверенно, за что и получил прозвище - "Полярная амфибия".

    В создании вездехода участвовали инженеры НГТУ имени Алексеева, они же сопровождали свое детище и на испытаниях. Руководил экипажем доцент кафедры "Автомобили и тракторы", главный конструктор вездехода Александр Блохин.

    Более полутора тысяч километров маршрута по полному бездорожью арктической тундры, глубокому снегу, сопкам и руслам рек богородский "Русак" преодолел на отлично. По результатам арктической экспедиции руководитель экипажа доцент НГТУ Александр Блохин награжден медалью МЧС "За сотрудничество во имя спасения".

    Справка "РГ"

    Снегоболотоход "Русак" К-8 создан в НГТУ имени Р. Е. Алексеева в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) "Исследования и разработки по приоритетным направления развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы" Минобрнауки РФ. Именно эту разработку в 2022 году правительство России отметило в числе пяти наиболее значимых результатов ФЦП.

    Поделиться