О резонансности произошедшего ЧП говорит тот факт, что первым о его деталях рассказал губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Он сообщил, что сильная жара вызвала дефект в центральной части взлетно-посадочной полосы Минераловодского аэропорта. По поручению главы региона на место выехал министр дорожного хозяйства и транспорта региона Евгений Штепа, а краевые власти пообещали при необходимости привлечь дополнительные силы для ремонта.
Привести в порядок взлетно-посадочную полосу удалось достаточно быстро, и если само происшествие зафиксировано 26 июня около 18.00, то к 22.00 уже начали пускать пассажиров на посадку.
ЧП на взлетной полосе Минвод привлекло к себе много внимания, потому что именно то же самое здесь произошло в августе прошлого года. Но тогда покрытие ВПП лопнуло на расстоянии 1200 метров от ее начала. При том, что это самая протяженная на юге России полоса - общая длина составляет 3900 метров - трещина работе не препятствовала. И в 2022-м для безопасной посадки самолетов остались 2700 метров, чего вполне достаточно по всем нормам. Командиров воздушных судов попросили подождать, пока на ВПП установят два прожектора, которые светом обозначили начало отрезка полосы, куда можно приземляться.
В июне нынешнего года дефект обнаружился почти в середине полосы, поэтому ее пришлось на время полностью закрыть для всех рейсов. Это и вызвало напряжение.
Причиной ЧП, как выяснилось, стал резкий перепад дневной и вечерней температур, из-за чего и лопнул бетон, хотя ВПП была построена в 2011 году с гарантией на 30 лет. Да и сейчас ее менять не собираются.
Эксперты, опрошенные корреспондентами "РГ", считают, что закрытие полосы даже из-за небольшого дефекта - обычная практика. Более того, ради безопасности пассажиров нужно останавливать работу ВПП на любой срок, пока ее не приведут в порядок.
- Взлетно-посадочная полоса - место повышенной опасности, особенно летом, когда стоит жара, - рассказал Солсбек Гамбулатов, в течение 12 лет возглавлявший международный аэропорт Грозный. - Это, конечно, касается и воздушной гавани в Минеральных Водах. На самом деле небольшой дефект можно очень быстро устранить, но нужно соблюдать все нормы и убедиться в качестве и безопасности ремонта. Дело в том, что если оперативно не восстановить ВПП, то отколовшиеся из-за трещины куски легко может засосать турбореактивным двигателем, что приведет к катастрофе.
По словам эксперта, проверки целостности взлетно-посадочной полосы проходят постоянно - от нескольких раз в сутки до нескольких десятков - в зависимости от потока воздушных судов и погоды.
- Раньше контроль проводился перед каждым взлетом и посадкой, сейчас реже. Есть даже специальные приборы, которые измеряют толщину и прочность асфальтобетона. Если где-то положить некачественный асфальт, то при температуре 35-36 градусов этот кусок легко отлетит, - добавил бывший гендиректор "Вайнахавиа".
По его словам, в аэропорту Грозного рейсов значительно меньше, чем в Минеральных Водах, поэтому в столице Чечни ВПП удавалось закрывать на ночь и в это время проводить все ремонтные работы. Пассажиры ничего не замечали, и ажиотажа не возникало. Но из-за рекордной загруженности воздушной гавани Минвод событие произвело значительно больший эффект. Ведь после 24 февраля 2022 года на юге России по требованиям безопасности были закрыты 11 аэропортов, в том числе в Краснодаре, Геленджике, Анапе, Ростове-на-Дону. В результате пассажиропоток в Минводах увеличился на 25 процентов и по итогам 2022-го составил четыре миллиона человек. И людей все больше: за шесть месяцев нынешнего года авиахаб КМВ обслужил уже более 1,7 миллиона пассажиров, то есть, рост по сравнению с таким же периодом прошлого года составил 33 процента.
Чтобы полностью решить проблему перегруженности аэропорта Минеральных Вод, в мае 2023 года здесь началось строительство нового терминала. После завершения всех работ и ввода его в строй аэропорт сможет обслуживать вдвое больше пассажиров - тысячу человек в час и 3,8 миллиона в год. Помимо возведения нового здания аэровокзала "под ключ", генподрядчик проложит инженерные и коммуникационные сети, а также благоустроит привокзальную площадь. Новый терминал внутренних воздушных линий будет оснащен пятью телескопическими трапами, современными системами обслуживания пассажиров и обработки багажа. Общая стоимость строительства составит около 14 миллиардов рублей.
- Закончить все работы планируется в первом квартале 2025 года, - сказал министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа. - Как раз будет очень важная дата - 100 лет международному аэропорту имени Лермонтова.
И тут следует отметить, что с появлением нового терминала и увеличением нагрузки на аэропорт взлетно-посадочная полоса в Минводах по-прежнему будет одна, и ее реконструкция не планируется.
Сайд-Альви Муртазаев, главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института РАН, заведующий кафедрой технологии строительного производства Грозненского государственного нефтяного технического университета:
- Конечно, это ненормально, что на взлетно-посадочной полосе появляются дефекты. Гарантийный срок использования этой ВПП - 30 лет, прошло 12, и на ней появляются трещины. Однако любой строительный материал подвержен внешнему влиянию. На появление дефектов влияет не только температура. Полоса выполнена из армированного бетона, и если где-то просачивалась вода, то металл под действием проникающей влаги ржавеет и разрушает бетон изнутри. Но я уверен, что рецептура самого бетона была соблюдена. Для каждого региона она подбирается в связи с назначением, климатическими особенностями и множеством других характеристик. При этом прочность заплаток должна быть еще выше, так как появляются новые стыки, а это слабые места.
Безопасность пассажиров зависит не только от состояния ВПП и работы персонала, но и от присутствия в районе аэропорта птиц. Отдел авиационного надзора Ространснадзора по СКФО в середине мая провел совещание в Минеральных Водах, где обсуждалась орнитологическая обстановка. Недалеко от воздушной гавани находится полигон твердых бытовых отходов, который притягивает птиц, а значит, умножает их число в зонах взлета и посадки. Хотя над самой свалкой воздушных путей нет, а находится она, как и положено, в 15 километрах от контрольной точки аэропорта.
Для отгона пернатых используют целый комплекс разнообразных устройств: ракетницы, механические трещотки, зеркальные шары, сигнальные, шумовые и световые отпугиватели и даже воздушных змеев. Конечно, все это работает не постоянно, а в определенные промежутки времени, например в период миграции птиц.