11.07.2023 14:57
Поделиться

В России выросла доля социальных предпринимателей

В июне в России вступили в силу изменения в федеральное законодательство, согласно которым социальные предприниматели получили право один раз в три года получать грантовую поддержку государства - речь идет о развитии одного и того же проекта. Ранее они имели право на эту помощь только однократно в течение всего периода деятельности организации.

Растет поддержка - увеличивается и сфера, как его сейчас называют, "доброго бизнеса". По информации Минэкономразвития РФ, сегодня в стране зарегистрировано более восьми тысяч социальных предприятий, причем за последние годы этот список увеличился втрое. В прошедшем году по числу выданных грантов в СЗФО на первое место вышла Ленинградская область.

- Сейчас активно развиваются те секторы экономики, где роль бизнеса в качестве социального лифта прослеживается наиболее наглядно. Прежде всего - социальное предпринимательство. Это лифт не только для бизнеса, но и для его клиентов, - отметила на полях ПМЭФ заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.

Напомним: гранты до 500 тысяч рублей, а для территорий Арктической зоны РФ - до одного миллиона рублей доступны социальным предпринимателям на самые разные цели - от аренды и ремонта помещений до уплаты лизинговых платежей.

Власти регионов отмечают очевидный рост интереса к "доброму бизнесу". Это относится и к Архангельской области, где в 2023 году заявки на включение в реестр социальных предпринимателей подали более 90 представителей сферы (в прошлом году в регионе этот статус получили 69 юрлиц, а заявок было около 80).

- Во многом такой рост обусловлен тем, что в России сейчас появилась еще одна категория социального бизнеса - если предприниматель имеет инвалидность и ведет деятельность в одиночку, он имеет право войти в реестр и пользоваться государственной поддержкой, - рассказала "РГ" представитель Агентства регионального развития Архангельской области Марина Шошина.

Напомним, что социальный статус может получить бизнес, который принимает на работу сотрудников из социально уязвимых групп населения: инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих.

Причем их доля в кадровом списке должна составлять не менее половины сотрудников, а расходы на оплату труда - не менее четверти от общего фонда. Кроме того, "добрый бизнес" и свои услуги ориентирует на социально незащищенных людей.

В России он получает не только грантовую поддержку, но и льготные кредиты. Плюсом - пакет помощи, который разработан в каждом регионе РФ. В Архангельской области, к примеру, с прошлого года социальный предприниматель может перейти на пониженную налоговую ставку - при упрощенной системе налогообложения (по доходам) она составляет один процент. Льгота будет действовать до конца 2024 года. Есть также преференции по аренде - в первый и второй годы аренды (если помещение относится к госимуществу) социальный бизнес платит один процент от ее размера, после чего цифра поэтапно увеличивается.

Правда, сегодня многие путают сферу социального предпринимательства с благотворительностью. На самом деле "добрый бизнес" не синоним слову "бесплатный".

- Цель любого бизнеса - получение прибыли, в том числе социального. Но социальное предпринимательство находится на стыке благотворительности и бизнеса, - говорит Марина Шошина. - Такие предприниматели самодостаточны, крепко держатся на ногах, имеют устойчивую финансовую модель и одновременно решают социальные проблемы, которые государство решить не успело.

При этом мотивация у социальных предпринимателей всегда значительно выше, чем у обычного бизнеса:

- Деньги - это здорово. Но социальная составляющая и ответственность, которую предприниматели несут перед своими благополучателями, не дает им морального права остановиться и перестать искать пути реализации бизнес-идеи, - говорит бизнес-тренер и куратор грантовых программ из Москвы Ксения Гаврилина.

Одновременно большинство представителей сферы отлично понимают, что особый статус - не повод для "паразитирования" за счет бюджетных средств. На прошедшем в Архангельске форуме социальных предпринимателей северяне рассказали о своих историях успеха. Они очень четко демонстрируют: фундаментом для роста становятся не столько господдержка, сколько выверенные финансовые модели и умение выдержать любые кризисы.

- Некоторые вступают в реестр и заявляют: "Я социальный предприниматель, куда идти? Дорогу покажите!" Нет, каждый предприниматель свою дорогу ищет самостоятельно, трансформирует себя самостоятельно, а клиенты всегда подскажут, - поделилась опытом Елена Комарова, предоставляющая услуги по уходу за детьми. - Нужно быть готовым работать над собой и не ждать, что кто-то придет и начнет помогать.

Неслучайно строчку в реестре социального бизнеса нередко получают уже состоявшиеся деловые люди. К примеру, кукольных дел мастер из Северодвинска Ирина Черепанова вышла на рынок авторской игрушки 14 лет назад - свои работы она продает в России и 25 странах мира. Но статус "социальный" мастер получила лишь недавно - сейчас она проводит бесплатные экскурсии для детских домов и интернатов, малообеспеченных семей, детей из семей участников СВО.?При этом, несмотря на благотворительные проекты, выручку предприниматель смогла увеличить за год на 60 процентов, разрабатывает запуск серийных моделей через маркетплейсы, увеличивает производственные мощности и приобретает новое оборудование.

Есть свои истории успеха у Кристины Саблиной, открывшей в Архангельске частный логопедический детский сад, Елены Зайцевой, которая проводит психологические тренинги, а также обучает педагогов и психологов, Маргариты Кузнецовой, организовавшей в Поморье производство одежды для недоношенных малышей.