По мнению руководителя аналитического проекта СОНАР 2050 Ивана Лизана, на юге, учитывая близость к СВО, точно не будет центров по производству беспилотных аппаратов. Скорее всего, речь идет об испытательных центрах, где изделия будут доводить до ума в соответствии с запросами конкретных заказчиков. В этом отношении Мариуполь удобен, так как из него можно проводить испытания на всем Азовском море. В городе также имеется неразрушенный аэропорт.
Несмотря на очевидные плюсы использования подобной техники в зоне СВО, немало задач у беспилотников и в гражданских отраслях. В частности, их применяют в сельском или лесном хозяйстве, для охраны различных протяженных объектов. Например, трубопроводов.
Производство БПЛА на юге уже давно в тренде. Небольшие аппараты начали выпускать в Краснодаре. В цехах там собирают аккумуляторы, системы видеонаблюдения, платы управления. Техника поступает и в силовые ведомства. При этом производитель пользуется региональной поддержкой.
В Севастополе же еще в прошлом году начали обсуждать производство беспилотных морских надводных и подводных аппаратов. Определенные наработки преимущественно в "экспериментальном и гражданском ключе", здесь уже есть на действующих предприятиях. Остается начать цикл испытаний, а затем и серийный выпуск.
- Будущее однозначно за автоматизированными беспилотными системами, причем даже без присутствия человека в качестве оператора, - говорит Иван Лизан. - Например, сейчас в Китае отрабатывают технологии использования роя дронов, а также различных систем управления ими.
В соответствии со стратегией развития беспилотной авиации до 2030 года (и на перспективу до 2035 года) предполагается создание новых сегментов рынка, а также организация производства линейки беспилотных авиационных систем, материалов, компонентов, комплектующих, программных решений, технологий и услуг российского производства. Разнообразие будут поддерживать и посредством трансфера решений, наработанных ОПК. Напомним, в создании военных беспилотников наша страна имеет хороший задел, а многие изделия давно и успешно применяются в боевых условиях, еще с начала сирийской кампании.
Больше внимания будет уделено искусственному интеллекту, а также системе непрерывного образования и подготовки кадров. В целом в 2024 году полномасштабные центры производства БПЛА появятся в Санкт-Петербурге, в Самарской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Томской и Сахалинской областях, а также в Башкортостане и Татарстане. Планируется, что к 2026 году в стране будет 17 производственных кластеров.
Беспилотные летательные аппараты востребованы на рынке. Однако, по мнению Ивана Лизана, государство все равно должно приложить усилия для создания рынка отечественных БПЛА, потому что разработка для них компонентной базы подтянет и смежные отрасли, например, микроэлектронику. Неслучайно интерес к теме активно проявляют и китайские компании так называемого второго эшелона, которые уже хотят разместить в России свои сборочные цеха.