Новенькая, как с иголочки, электричка в экспозицию с другими экспонатами не вписалась: габариты внушительные, да и рельсы к павильонам не проложены. Поэтому скоростной состав из пяти вагонов разместили на ближайшей к выставке ИННОПРОМ железнодорожной станции близ аэропорта Кольцово.
Жители Екатеринбурга уже успели рассмотреть промчавшуюся по путям скоростную "птицу" и восторженными репликами отметили в соцсетях появление новой "Ласточки". Самая краткая оценка: "Круто!"
Не заметить новшества действительно невозможно. У кабины электропоезда новой серии более вытянутый дизайн, он напоминает голову птицы в полете. Выражаясь конструкторским языком, у состава более аэродинамическая, чем у привычных электричек, форма, закрытая сцепка между вагонами, а кабина машиниста стала более вытянутой и обтекаемой.
Но главные инновации - внутри. По словам разработчиков, ключевым преимуществом "Ласточки" серии ЭС104 является российское тяговое оборудование, способное обеспечить быстрый разгон поезда до 160 километров в час и эффективное торможение с рекуперацией энергии обратно в сеть. К тому же электропоезд стал еще более комфортным для пассажиров. В вагонах применена российская система микроклимата и обеззараживания воздуха, установлены подъемники для маломобильных граждан.
- Электротехника полностью отечественного производства. Также у "Ласточки" российское программное обеспечение, - пояснил журналистам Антон Зубихин, первый заместитель генерального директора холдинга "Синара - Транспортные машины". - Мы планируем завершить испытания и получить сертификат соответствия уже в третьем квартале этого года. В ноябре первый электропоезд должен отправиться в путь, а в перспективе серия ЭС104 станет базовой платформой для целой линейки отечественных электропоездов нового поколения.
Создавать первые "Ласточки" на уральском предприятии, расположенном недалеко от Екатеринбурга, в городе Верхняя Пышма, начали более десяти лет назад. Тогда это был совместный российско-немецкий (совместное предприятие Siemens и группы "Синара") проект, и целый ряд ведущих компонентов поставляли из-за рубежа. До недавнего времени глубина российской локализации составляла от силы 86 процентов. Минувшие два года стали прорывными в переходе на полностью отечественное производство.
Чтобы подчеркнуть знаковость момента, были даже предложения выпускать новые электропоезда под другим именем. Но от быстрокрылой Ласточки решили все-таки не отказываться. Во-первых, эти электропоезда хорошо знакомы в стране, во-вторых, перспективы не менее стремительны. По словам Зубихина, технологии и компетенции, которые компания нарастила за последние два года, станут базисом для еще более серьезного прорыва.
Речь, в частности, идет о создании поездов, способных разгоняться до 400 километров в час. По инициативе РЖД в Сколково создан инновационный инжиниринговый центр, где инженеры и конструкторы занимаются проектированием нового высокоскоростного электропоезда. Планируется, что в 2027 году будет создан первый опытный образец, а в 2028 г. уже будет решаться вопрос сертификации.
Ну а "Ласточки" новой серии вскоре перестанут быть диковинкой: РЖД заключила контракт на поставку 22 скоростных электропоездов.