"Глянь, какую баню мы отгрохали в Калмыкии", - получил я недавно сообщение и ссылку на видео от старого друга Нияза Гараева. Вместе учились на журфаке в Казанском университете. Вот только теперь он бизнесмен - строит модульные деревянные дома. Я запустил презентационный ролик - баня действительно роскошная: панорамные окна с умиротворяющим видом на степь, по которой бродят коровы, открытый бассейн, стильная отделка. Впрочем, кого сейчас этим удивишь. Но тут началось самое интересное. "Обратите внимание, здесь нет ковшиков. Сейчас объясню почему", - сказал мой друг по ту сторону смартфона и произнес команду: "Алиса, включи пар". В печи что-то зашумело. Далее последовал более экзотический приказ: "Алиса, включи дождь", после чего в потолке над верхним полком засветились точки, из которых пошли тонкие струйки пара. После следующей фразы "Алиса, включи туман" баня заполнилась уже густыми клубами пара. Выяснилось, что Алиса также умеет включать "ветер", "водопад", ну и в общем-то отлично справляется со многими функциями банщика, разве что вениками не парит.
А еще здесь есть пульт управления, и часть голосовых функций дублируется простым нажатием кнопки. Все-таки клиенты бани иногда бывают навеселе, и Алиса попросту не распознает неразборчивую дикцию.
Как страстный любитель бани я, конечно, стал тут же расспрашивать друга, кому пришла в голову такая идея и почему, собственно, ультрасовременная баня стоит в далекой Калмыкии посреди степи? Оказалось, она - часть глэмпинга, который был построен в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства". А вот идею с Алисой мой товарищ подглядел у земляка, айтишника из Казани Артура Ахметова, который несколько лет назад перебрался в Москву. Он и привлек его к сотрудничеству. Автоматизацией бань Артур занимается уже несколько лет.
- Работа банщика требует большой затраты сил и здоровья, она очень тяжелая и недооцененная, - поясняет он. - Статистика показывает, что его ресурс 1-2 года, а дальше он переходит на всякие БАДы и более щадящий режим, потому что из организма вымываются соли. Причем банщик чаще всего делает алгоритмичные действия. Сначала создает в парной необходимый климат: влажность, температуру, какие-то запахи. Дальше проводит процесс термической подготовки гостя, мягкий плавный прогрев. И спустя какое-то время приступает непосредственно к процедуре. Но даже тогда ему приходится производить ряд повторяющихся действий. Например, набрать тазик воды, взять ковшик, поддать. Хотя это все может быть заменено автоматикой. То есть мы не замещаем и не исключаем работу человека, а делаем ее более комфортной и менее трудозатратной.
По словам Артура Ахметова, для автоматизации бани в разное время было создано несколько типов оборудования. Оно эволюционировало, и вот на очередном этапе в него интегрировали Алису.
А насколько безопасно для всей этой электроники работать в условиях влажности и жары? Выясняется, что "мозг" всей системы - контроллер - устанавливают в сухой технической зоне. А в парилку выводится так называемое исполнительное оборудование: форсунки для распыления, вентиляция и т.д.
- Сама колонка, конечно, не предназначена для парной, но мы находим для нее то место, где она безопасно себя чувствует, - рассказывает Артур. - Алиса, как правило, находится в температуре 35-40 градусов. Но при этом мы отдаем себе отчет, что через 1-2 года она выйдет из строя, заменим на новую.