В Самаре борются за сохранение символа города - элеватора, внешне напоминающего средневековую крепость

Одним из символов Самары, ее воротами-маяком у слияния двух рек, стало зернохранилище, внешне напоминающее средневековую крепость. Самарский элеватор с двумя цепляющими небо башнями ценен, во-первых, тем, что первым встречает гостей, приплывающих в город на круизном лайнере по Волге, а во-вторых, своей технической уникальностью не только для России, но и всего мира.
Построенное в 1980-х зернохранилище, напоминающее средневековую крепость, многие жители Самары считают сегодня одним из символов города, его воротами-маяком.
Построенное в 1980-х зернохранилище, напоминающее средневековую крепость, многие жители Самары считают сегодня одним из символов города, его воротами-маяком. / Владимир Смирнов/ТАСС

Правда, недавно его решили снести. А вместе с ним зачистить хлебную историю места, которая началась именно тут с основания в 1586 году крепости Самара, ставшей впоследствии зерновой столицей Поволжья - от распаханного дикого поля до заморских стран, куда поставляли элитное зерно.

Как получилось, что градозащитникам уже несколько лет приходится спасать уникальное здание, догадаться нетрудно. Земля в историческом центре - лакомый кусок для строительства элитного жилья и ТЦ. Собственник здания уже начал его снос, который с трудом удалось приостановить. Надолго ли?

Брутален, но беззащитен

Самарский "экспериментальный" (что подчеркивает его статус) элеватор построен в редком для России стиле "брутализм", в основе которого лежит использование в архитектуре необработанных бетонных поверхностей.

Объект появился в центре города в 1980-х годах, дабы дополнить комплекс уже работающих дореволюционных мельниц. А поскольку свободным там был лишь треугольник земли, архитектор Валентин Смирнов гениально изменил форму и габариты здания, отойдя от существовавших на тот момент стандартов. Он сделал элеватор в виде двух башен-цилиндров, соединенных тонкой полоской стекла, сделав его первым и единственным на тот момент зернохранилищем вертикального типа в мире. При его строительстве было запатентовано 32 ноу-хау. Каждую башню отлили за 30 дней.

Повторить "самарские башни" планировали и на Кубе в конце 1980-х. На Острове Cвободы над вертикальным океаническим элеватором работал сын Валентина Смирнова Андрей. Масштаб башен и всего объекта в целом там был более впечатляющим. Однако развал СССР не позволил задумке реализоваться.

А в 2021 году управление госохраны объектов культурного наследия в Самарской области отказалось признать постройку памятником, не увидев в ней особой ценности.

- Элеватор построили на закате эпохи, уже в начале 2000-х он перестал выполнять свои функции. Но он выразителен по своему силуэту и образу, кроме того, стоит на месте первой крепости. Многие его сравнивают с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках), - подчеркивает член совета самарского ВООПИК, архитектор проектного бюро ТМ Ира Фишман.

От башен оставить силуэты

Владелец "золотой" земли на Хлебной площади намерен использовать ее с максимальной выгодой, но не видит перспективы в эксплуатации существующего строения. Куда понятнее для него выглядит возведение здесь элитного ЖК. При этом градостроительную доминанту предлагают заменить "воспроизводящими силуэт" жилыми домами. При этом авторов скандального проекта, в нем у реки предполагается и возведение 7-этажного паркинга, не смущает тот факт, что высота задуманных высоток будет 75 метров при том, что строительство выше 21 метра в историческом поселении запрещено.

Пока одни горожане пытаются спасти памятник, другие, вооружившись поддержкой "ручных" экспертов, подвергают сомнению сам факт крепости элеватора и настаивают на признании его аварийным.

- Да какая старость и ветхость, - возмущается Ира Фишман, - ему всего 43 года и у него сильный запас прочности. Проектировщики предусмотрели, что башни должны выдержать даже взрыв, который мог случиться от возгорания зерна.

Многие сравнивают элеватор с донжоном - главной башней в европейских феодальных замках

- Здание элеватора крепкое, я был там внутри, - подтверждает архитектор Дмитрий Орлов. - При желании его вполне можно использовать даже под квартиры, такие примеры в мире есть. Конечно, это будет нестандартное, эксклюзивное жилье, понадобится перфорировать стены, нарезать окна, но это возможно. Можно использовать башни элеватора под гостиницу... Площади там внутри хорошие, провести вертикальные коммуникации - не проблема. Вариантов масса. Главное понять, нужно ли это городу и региону.

От музея Волги до data-центра банка

На сегодня самарскими архитекторами разработано уже несколько проектов нового использования элеватора. Одни рассматривали его в комплексе с расположенными рядом дореволюционными мельницами как арт-пространство и даже пытались проводить там фестивали.

Другие - предлагали превратить элеватор в музей Волги, в котором объекты можно будет размещать по спирали, по мере подъема посетителей в башнях.

Разрабатывались также планы использовать объект под IT-инфраструктуру, создание в нем большого data-центра, в котором бы хранилась и обрабатывалась вся информация с систем "Умного города", или документы банка. А руководитель фестиваля восстановления исторической среды "Том Сойер Феста" в Самаре журналист Антон Черепок предлагал создать в башнях музей голода. Он даже набил его татуировку на предплечье, чтобы спасти объект от сноса.

- Лично я воспринимаю эти башни с коронами как монумент голоду Поволжья 1921-1923 годов. В двух 60-метровых бетонных крепостях, возвышающихся над Самарой, хранилось драгоценное зерно - священное и неприкосновенное. Тем сильнее эффект, что башни стоят на въезде в город, отгороженные рекой словно защитным рвом. Не нужно иных символов, вот она память о тех страшных годах. Вот символ того, что такое не должно повториться, и величественное напоминание о трагедии.

Тем временем

Сейчас никаких работ по сносу элеватора не ведется, но ситуация остается сложной. Спор между ВООПИК и Управлением госохраны продолжается. Его пытаются решить в суде, куда ВООПИК подал жалобу на УГООКН. Управление, вооружившись мнением иногороднего эксперта, уже отправившего на тот свет не один памятник, настаивает на банальности элеватора. Общество охраны памятников, опять же с оценками российских и зарубежных мэтров, требует включить его в число ОКН и тем самым защитить от сноса.

"Сам факт включения в свое время элеватора в предмет охраны исторического поселения как архитектурной доминанты уже предполагает его сохранение. Налицо нарушение ФЗ N 73 об объектах культурного наследия, - убеждены представители ВООПИК.