КС разрешил принимать на госслужбу бывших фигурантов уголовных дел после деятельного раскаяния

Если уголовное дело в отношении гражданина по делу частного обвинения было прекращено в связи с деятельным раскаянием, оно не может служить основанием для отказа в приеме на государственную службу в органы принудительного исполнения.
Заседание Конституционного суда РФ.
Заседание Конституционного суда РФ. / Алексей Даничев / РИА Новости

К такому выводу пришел Конституционный суд РФ, изучив дело судебного пристава-исполнителя Роллана Пахомова. Мужчина прослужил в Федеральной службе судебных приставов 15 лет, заняв в конце концов должность начальника отдела Управления ФССП по Мурманской области. Однако, когда вступили в силу законодательные изменения, в соответствии с которыми служба в ФССП была признана иным, самостоятельным видом службы, его уволили по сокращению штатов. Устроиться в формально новую госструктуру Пахомов не смог, несмотря на первую категорию профессиональной пригодности (рекомендуется в первую очередь), которая была присвоена ему по результатам медицинского и психологического освидетельствования. Причина - уголовное дело частного обвинения по статье 115 УК РФ "Умышленное причинение легкого вреда здоровью".

Как отметил Роллан Пахомов в своем заявлении, конфликт на бытовой почве произошел у него в 2001 году во время работы в другой сфере, и когда его принимали на работу в ФССП, этот факт учитывался. Но на тот период ФЗ "О судебных приставах" и ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" не содержали запрета в приеме на службу лиц, в отношении которых уголовное дело прекращено в связи с деятельным раскаянием.

Изучив материалы дела, КС РФ вынес решение на основании собственных правовых позицией, изложенных ранее. Так, судьи уже указывали, что безусловный и бессрочный запрет на занятие профессиональной деятельностью противоречит статье 55 Конституции РФ.

С одной стороны, лица, которые проходят государственную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловлен их специальный правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к обществу и государству - КС не раз подчеркивал это в своих решениях. С другой стороны, пункт 4 части 4 статьи 17 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения РФ..." прямо свидетельствует о том, что не любое прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям является препятствием для занятия должности судебного пристава.

Бессрочный запрет на занятие профессиональной деятельностью противоречит статье 55 Конституции РФ

Как указал КС, дела частного обвинения, прекращенные в связи с примирением сторон, не являются непреодолимым препятствием для поступления на службу в ФССП - необходимо только, чтобы это произошло не менее чем за три года до дня поступления на службу. В то же время "объем условий, при которых может быть применено деятельное раскаяние, намного превышает требования к поведению обвиняемого, согласившегося на прекращение дела частного обвинения в связи с примирением сторон".

Оспоренные положения ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку они "ставят таких лиц в неравное положение с лицами, уголовное преследование которых по делам частного обвинения прекращено по другим нереабилитирующим основаниям". Дело Роллана Пахомова подлежит пересмотру.