Со стороны все выглядит очень просто. Нарушения фиксируются с помощью специального комплекса спецсредств, действующих в автоматическом режиме. Официально он называется автокомплекс нейросетевого наблюдения для контроля объектов дорожной инфраструктуры SC-iMVS-RM3. Аппарат установлен на автомобиль, который ездит по улицам города и "оценивает" обстановку, попадающую в зону его видимости. Далее информация обрабатывается и выдает результат.
Нейросеть может сразу определить собственника, на чьей территории обнаружено нарушение, или ответственного за устранение этого нарушения. Данные ИИ отправляет в Государственную административно-техническую инспекцию (ГАТИ), а также генерирует постановление о штрафе, которое доставляется виновнику.
Но на этом дело не заканчивается. Последним пунктом обязанностей нейросети является контроль факта оплаты выписанного штрафа. Лишь после этого текущая задача из искусственного мозга удаляется.
О запуске такого "чудо-контролера" на улицы Петербурга объявили еще перед началом ПМЭФ, в конце мая. По данным Смольного, за период с 1 по 17 июня 2023 года с помощью умного комплекса было выявлено почти 300 нарушений. Продуктивность работы аппарата оказалась куда выше, чем специалистов, которые сейчас выполняют эти функции.
Справедливости ради стоит отметить, что до 1 июля нейросеть рассылала лишь предупреждения о грозящих штрафах. Сейчас мобильный комплекс фотовидеофиксации прошел положенную сертификацию и получил право действовать в соответствии со статьей 2.6.2 КоАП РФ. То есть привлекать к административной ответственности собственников объектов благоустройства и контролировать факт оплаты выписанных штрафов. В документе будет написано, что нарушение зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.
Впрочем, пояснили чиновники, как и другие меры финансового наказания, их можно оспорить в суде, а также оплатить их по "льготному тарифу", то есть половину суммы, если она гасится в первые 10 дней.
Насколько это облегчит жизнь ответчикам - большой вопрос. Сейчас штрафы выписывают в основном муниципалитетам и юридическим лицам, во владении которых находятся земельные участки. Ведь для них суммы штрафов предусмотрены изначально на порядок выше, чем для физических лиц. Между тем далеко не всегда настоящим виновником нарушения является собственник помещения или земли.
- С одной стороны, идея хорошая, особенно что касается граффити или расклейки незаконных объявлений, - говорит исполнительный директор СРО "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" Татьяна Гоцуленко. - Это колоссальная проблема для УК и для собственников жилья в целом. И, на мой взгляд, куда важнее, чтобы нейросеть выявляла самих нарушителей порядка и штрафы "прилетали" именно им, а не управляющим компаниям или ТСЖ, на чьем обслуживании находится дом. Пока же получается, что инструмент направлен не на то, чтобы изжить этот недуг общества, а опять УК "закошмарить". Вандалы испортили имущество петербуржцев, а заплатят за устранение и штраф впридачу - петербуржцы, то есть пострадавшие. Денег на дом больше от этого не станет, а значит, и обслуживание лучше не будет.
Подобные опасения высказывают и другие эксперты. Если за каждую дырку в асфальте муниципалитет, ответственный за качество междворовых проездов, будет получать хотя бы по 30 тысяч рублей штрафов, то общая сумма по району может оказаться весьма существенной. И тогда зимой опять может не хватить денег на дворников или ремонт детской площадки.
Это подросток, пойманный за граффити, заплатит (или его родители) максимум пять тысяч рублей. А для юрлица, ответственного за содержание дома, сумма увеличивается от 150 тысяч до 300 тысяч рублей. Что называется, почувствуйте разницу. Слегка облегчает участь потенциальных ответчиков только то, что пока следящая за порядком нейросеть существует в единственном экземпляре. И физически не может быть одновременно в нескольких районах города.
И второй момент: из 23 пунктов фиксации, которые заложили в ее мозг разработчики, активны пока только три. Умный аппарат проверяет состояние дорог во внутриквартальных проездах, наличие граффити на стенах и несогласованно установленные кондиционеры на фасадах.
Но и то, и другое продлится недолго. По итогам нынешнего года будет решаться, сколько еще подобных автомобилей понадобится городу. Соответственно расширится и список нарушений, которые будет отслеживать искусственный интеллект. Ведь он постоянно учится.
Как пояснили в Смольном, петербургская нейросеть работает в плотной связке с несколькими подобными комплексами в других городах страны. Машины постоянно обмениваются информацией и наращивают собственные навыки.
Остается добавить, что комплекс разработан отечественным производителем. И стал дополнением к разветвленной системе городского видеонаблюдения и мониторинга.