Проектирование музея городского электротранспорта завершат к концу года

Музей электротранспорта будет размещен в корпусах старейшего трамвайного парка на Васильевском острове. Поскольку существующие депо - это объекты культурного наследия, проект не предполагает больших строительных работ. И главное требование к проектантам - максимально бережно вписать новое в стены ангаров 1907 года постройки.

Будущий экспозиционно-выставочный объект уже назвали самым большим в стране и даже в мире музеем электрического транспорта. Но, по мнению архитекторов-проектировщиков, в подобном общественном пространстве размер площади - не самое главное.

- Самый крупный - не значит самый лучший, - говорит архитектор Никита Явейн. - А мы делаем его именно самым лучшим, интересным и совершенно точно - уникальным. В музее у посетителей будет возможность не только посмотреть сохранившуюся технику снаружи, но и попробовать ее собирать и разбирать. Интересно будет увидеть трамвай в разрезе: вид сбоку, вид сверху. В определенном смысле это такое большое лего, когда видно, из чего состоит каждый элемент трамвая, троллейбуса. И как это все придумано: с одной стороны, просто, а с другой - хитро и сложно.

В музее будет представлен транспорт разных времен и технологий - не только трамваи и троллейбусы, но и конка. Посетители смогут проследить историю создания электротранспорта, разные периоды его развития. Особая страница - важная для Петербурга - работа городского транспорта в блокадном Ленинграде. Для этой экспозиции будет выделен отдельный ангар.

Кроме исторической дорожной, специальной и служебной техники, в музее появится дополнительный рельсовый путь - узкоколейка с параметрами 600 или 700 мм. Она предназначена для движения специального детского трамвая, уменьшенной копии обычного вагона для взрослых. Предусмотрено и детское депо, где можно не только посмотреть, "как это устроено", но и "поработать". На экскурсиях детям расскажут об основах электротранспорта, после чего они могут попробовать водить трамвай.

Это образовательная составляющая работы музея. Пока ни в одном другом транспортном музее России ничего подобного нет. Запланированы даже смотровые канавы для осмотра составов со всех сторон. Кроме того, здесь разместятся учебные и реставрационные мастерские с мультимедиатренажерами и концертным залом-трансформером на 1000 человек.

По словам директора Горэлектротранса Дениса Минкина, музей будет работать в том числе и на основную интересную для предприятия аудиторию - студентов и школьников. Поэтому в проекте обязательно будет встроено оборудование, позволяющее применять виртуальные информационные потоки, устраивать квесты, использовать всевозможные интеллектуальные новинки.

По идее разработчиков, все три исторических ангара будут соединены центральным проходом, а между ними планируется организовать стеклянные навесы. Таким образом, к максимально сохраненной исторической композиции добавятся современные удобства - обычная питерская непогода не спугнет посетителей. Предусмотрены будут и традиционные музейные атрибуты: вестибюль, кассы, зона ожидания экскурсионных групп и сувенирные магазины.

Будущий музей уже назвали самым большим в стране

Поскольку новый объект расположится в зданиях - памятниках культурного наследия регионального значения, то к проекту предъявляются особенные требования. И в первую очередь - нужно обойтись без нового капитального строительства. В здания и сооружения, чей возраст - более века, нужно лаконично вписать современные коммуникации, которые смогут обеспечить современный уровень технологий.

По словам Никиты Явейна, это непростая задача.

- Мы изначально были готовы работать с ограничениями, накладываемые историческим статусом объекта, тем более что это нам не впервой, - говорит он. - Правда, сейчас появилось много дополнительных формальных требований, выполнить которые будет немного сложнее. К примеру, при проектировании нельзя увеличивать объемно-пространственные характеристики зданий на территории памятника. А где ставить коммунальные узлы, водосети, теплоцентры? Честно говоря, совсем не хочется отнимать под них место в этих великолепных зальных пространствах. Придется хорошенько подумать, как это сделать.

Как заверили архитекторы, варианты решений обязательно найдутся, ведь главное в проекте - не просто сохранить культурно-технический памятник эпохи, а еще и дополнительно его раскрыть новыми гранями.

Окончательная сумма проекта по реконструкции 25 тысяч квадратных метров недвижимости определена в 234 миллиона рублей, что на несколько миллионов меньше, чем было заявлено на конкурсе. Срок создания проекта - около девяти месяцев, а далее его ждет стандартная процедура государственной экспертизы. Завершить работы планируется к концу 2024 года.