12.07.2023 16:51
    Поделиться

    У большинства стран НАТО нет денег на повышение своих оборонных расходов

    На саммите НАТО в Вильнюсе страны альянса взяли на себя новое "твердое обязательство" - тратить на оборону не менее двух процентов своего ВВП. Правда, от старого, принятого девять лет назад в Уэльсе, это новое обязательство мало чем отличается. Тогда речь тоже шла о том, что военные расходы должны составлять "как минимум" два процента, и разве что были прописаны сроки - требуемого минимума страны должны были достичь в течение десяти лет, то есть к 2024 году. Пока сделать это удалось только семи членам альянса. В этом году, как ожидается, к ним присоединятся еще четверо. Когда подтянутся остальные 20 стран, и подтянутся ли вообще, так и неизвестно.
    Yves Herman/ Reuetrs

    Несмотря на все проблемы с наращиванием оборонных бюджетов, альянсу в любом случае нужно было сформулировать для себя какое-то новое обязательство - просто потому, что срок действия прошлого заканчивается в следующем году. Споры о формулировке начались еще осенью, задолго до вильнюсского саммита. Лидеры по военным расходам, в числе которых большинство - это страны Восточной Европы, требовали просто повысить целевой показатель, например, до трех процентов от ВВП. Отстающие же не хотели брать на себя никаких новых обязательств - тут бы старые сначала выполнить. В итоге сошлись на все тех же двух процентах, риторически придав этому решению некоторую новизну.

    "Расходы в размере двух процентов ВВП или более необходимы для обеспечения безопасности Североатлантического альянса. Теперь это необходимый минимум. Мы не перестанем давить на страны, не соответствующие этому требованию" - заявил в среду советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан. Проблема, однако, в том, что никаких действенных инструментов давления на отстающих у НАТО и США нет. Их можно убеждать, пугать или публично порицать, чем, в общем-то, те же американцы вместе с руководством альянса в последние годы и занимались. Но какого-то ощутимого результата это не приносит. Германия, например, по поводу низких оборонных расходов которой метал молнии еще в бытность свою президентом Дональд Трамп, по-прежнему только обещает довести свой военный бюджет до двух процентов, а на деле тратит всего лишь полтора. И причина тут даже не в нежелании немцев, а в экономических обстоятельствах, преодолеть которые не так уж и просто.

    В следующем году, несмотря на крайне экономный госбюджет, Германия повысит свои расходы на оборону на 1,7 миллиарда евро - до 51,8 миллиарда. По критериям НАТО, которые включают в себя не только прямые военные расходы, оборонный бюджет страны составляет еще больше - 64 миллиарда. Но и при такой оценке Германии нужно еще порядка 17 миллиардов, чтобы дотянуть до необходимого двухпроцентного минимума. В бюджете таких денег нет и не предвидится. Поэтому немецкое правительство рассчитывает покрывать разницу из сформированного в прошлом году за счет кредитов спецфонда на перевооружение бундесвера, объем которого составляет 100 миллиардов. И руководство в Берлине уже громко пообещало, что в следующем году военные расходы Германии будут точно не меньше двух процентов от ВВП.

    Однако деньги из фонда тратятся крайне медленно по причине того, что в расходы они списываются только после выполнения оборонными компаниями заказов на поставки новой техники для бундесвера. К маю этого года, как сообщала недавно газета Handelsblatt, удалось списать всего чуть более миллиарда, и ожидается, что в необходимом объеме средства из фонда начнут уходить не ранее 2025 года. В связи с чем даже среди самих немецких политиков есть сильные сомнения, что обязательства перед НАТО удастся выполнить в ближайшие несколько лет. Кроме того, средств фонда надолго не хватит, и чем покрывать разницу после его исчерпания - тоже неясно.

    В остальных отстающих странах ситуация примерно такая же. Многим из них для выполнения требований альянса надо нарастить свои оборонные расходы на четверть, на треть или даже почти в два раза, что попросту нереально - денег в бюджетах и так не хватает. Поэтому начинают звучать предложения решить вопрос иным путем. Канада, например, чей оборонный бюджет составляет всего 1,3 процента от ВВП, предложила включить в список военных расходов траты на кибербезопасность, космос и искусственный интеллект. По сообщениям СМИ, США ответили на это предложение решительным "нет", но канадские чиновники при этом считают, что обсуждение, тем не менее, еще не закончено. Американцы, конечно, хотят от своих союзников реального повышения военных расходов, а не расширения списков на все сферы, хотя как-то связанные с обороной. Но вариантов в данном случае не слишком много - можно сколько угодно давить на отстающих, однако денег у них от этого давления не прибавится.

    Поделиться