Раньше это сакральное для музейщиков место принимало только профессионалов: реставраторов, исследователей, историков. Сейчас сюда могут попасть все желающие, но только с экскурсоводом.
Экспонаты Политеха уже 10 лет хранятся в помещениях технополиса "Москва". Это город в городе, в котором смешались производства, офисы, образовательные площадки. В коридорах-лабиринтах попадаются вендинговые автоматы, кафе, а еще снующие туда-сюда погрузчики, электрокары и самокаты. Только и успевай уворачиваться. Но "квест" пройден: мы на месте!
За массивной дверью - огромное пространство, издали напоминающее строительный гипермаркет или потайной склад с антиквариатом. На самом деле перед нами так называемая "Открытая коллекция". В одном месте собраны и раритетные автомобили, и телеграфные аппараты, и роботы, и чайники, и фотоаппараты. И никаких сопровождающих табличек и пояснительных текстов.
Быть экскурсоводом здесь сложно и почетно - экспозиция ничего не подскажет, поэтому нужно многое изучать и держать в голове. Всего тут 218 тыс. экспонатов, но на публику выставлено процентов 15. Остальное упаковано в ящики и хранится по соседству. Из-за этого в зале довольно прохладно - плюс 17 градусов и 70% влажности, так что лучше одеваться теплее. Такие условия, объяснили нам позже, наиболее оптимальны для сохранения экспонатов. Собственно, потому экскурсии обычно идут не дольше часа. Можно с непривычки и простыть.
Путешествие по хранилищу начинаем с коллекции автомобилей, а их здесь около ста. Правда, застать все не удалось - многие уехали на выставки. Самые раритетные модели, например, сейчас экспонируются в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ. В технополисе нам показывают свидетеля 1940-х годов - похожий на дирижабль и еще не отреставрированный ЗИС-101, на котором видны все шрамы времени. Это первая удачная попытка Советского Союза сделать собственный автомобиль высшего класса. Из 10 тыс. таких машин осталось всего 10, что только повышает их цену.
"Планировалось, что машина будет обслуживать первых лиц государства, но по ряду причин Иосифа Виссарионовича Сталина она не возила, - рассказал "РГ" специалист по проведению программ Политехнического музея Николай Чеканов. - На ней передвигались семьи наркомов, а потом автомобили и вовсе пошли работать в качестве такси и скорых. Это во времена правления Сталина случалось и с другими представительскими авто, но при Хрущеве тенденция напрочь ушла".
Дожил до наших дней и автомобиль КИМ, который расшифровывался как Коммунистический интернационал молодежи. Его называют предком "Москвича". Выходит, он вернулся в родные пенаты. Ведь хранилище Политеха находится на территории бывшего завода, где машина и выпускалась. КИМ же в серию так и не пошел, началась Великая Отечественная война, а после нее проект завернули.
Красуется здесь один из двух сохранившихся в стране судейских микроавтобусов РАФ-2910, разработанный специально для Олимпиады-80. Всего для Игр было поставлено 700 машин, из них семь - электрических. Их использовали для сопровождения бегового марафона и спортивной ходьбы. Заряда, по словам Чеканова, хватало на 100 км. "Питался" от громоздкого стационарного агрегата, установленного в гараже, а в качестве батареи использовались десятки обычных автомобильных аккумуляторов, соединенных между собой. Технология проста, но задачи для своего времени выполняла. Можно увидеть тут и легендарную "Победу", но в непривычном виде. Ее разрезали, показав все внутренности вплоть до устройства барабанных тормозов, мотора, радиатора и воздушного фильтра.
"Люди приходят и видят, из чего сделана машина. Это работает лучше, чем книги, - говорит Николай Чеканов. - Рискну предположить, что даже лучше, чем хороший сайт. Что вы выберете? Лэндинг про "Победу", которую можно покрутить в 3D, или возможность рассмотреть ее воочию в деталях? Ответ, на мой взгляд, очевиден".
Ровесник музея - действующая модель маслобойного завода, ей 151 год! Ее сделали на предприятии московского купца Федора Швабе, выходца из Швейцарии. А символ Политеха - робот Сепулька 1962 года, спроектированный сотрудниками музея к открытию отдела информатики и автоматики. В 1960-70-е годы он проводил экскурсии, озвучивая заранее записанный текст и перемещаясь по залам. Потом ушел на "пенсию" и стал почетным смотрителем, которого иногда включали, чтобы тот сказал пару фраз.
Единственный экспонат в коллекции именуется "штукой", - он назван так самим создателем. Это астрономические часы Франца Карася, которые он делал аж 20 лет. Заводятся на 400 суток, показывают не только время, способны вычислить високосный год, продолжительность светового дня и другие параметры. Эти часы Карась подарил императору Николаю II. После они теряются и всплывают лишь в 1971 году - их случайно нашли в разбитом состоянии сотрудники Политеха в подвале Эрмитажа и восстановили буквально по кусочкам. Механизм и корпус сейчас представлены отдельно, но если потребуется, детали готовы собрать воедино, и не исключено, что стрелки могут снова пойти.
Есть в музее локомобиль, похожий на раритетную машину или паровоз. Но это паровой двигатель на колесах. Его буксировали к месту работы конной тягой - и там подключали к нужному механизму, например к молотилке, веялке или мельнице. Он был компактным и весьма мощным, а "питался" всем, что горит. Что было очень выгодно для сельского хозяйства. И не только для него. Ведь локомобиль мог приводить в движение пилораму, дробилку, водокачку и даже электрогенератор.
Как попасть
Фондохранилище Политеха находится недалеко от станции метро "Текстильщики" и одноименной станции МЦД. Сюда можно добраться и наземным транспортом: на автобусах 161, 438, 703 и с790. Пройти на территорию технополиса "Москва" можно через КПП N 4 по заранее оформленному пропуску. Для этого на сайте polymus.ru нужно купить билеты на обзорную или тематическую экскурсию, их лучше брать заранее, поскольку количество мест ограниченно. Вопросы можно задать по телефону: 8 (495) 780-60-27.