Это сложно понять сразу. Однако Антон Шапарин объясняет на пальцах. По его словам, из данных Министерства торговли Индии следует, что Российская Федерация стала четвертым по величине источником импорта товаров для Индии. Ключевое направление сотрудничества - поставки российских нефти и нефтепродуктов. При этом Министерство иностранных дел РФ отмечает, что наша страна в торговых взаиморасчетах с Индией накопила миллиарды ограниченно конвертируемых рупий на счетах в индийских банках, которые не может использовать. И тут встает вопрос как перевести рупии в другую валюту.
При этом на автомобильном рынке нашей страны сохраняется устойчивый дефицит предложения, что приводит к росту цен на все категории транспортных средств. Доля рынка, приходящаяся на лидера российского автопрома, ОАО "АвтоВАЗ", стремительно снижается и составляет менее 30%. Одновременно растет зависимость от поставок автомобилей и машинокомплектов из Китая, который занимает 45% рынка новых легковых транспортных средств в июне 2023 года.
Решение всех этих проблем может быть найдено путем конвертации накопленных рупий не в другую валюту, а в технологии и инвестиции.
- Заключение с лидерами индийского автопрома Tata, Mahindra, Maruti соглашений о передаче российской стороне технической документации и прав на платформы, технологии производства двигателей внутреннего сгорания, коробок передач, в том числе автоматических, иных узлов и агрегатов, необходимых для запуска полноценного производства современных автокомпонентов и сборки автомобилей может стать реальным ответом на дефицит транспортных средств в России, - говорит Антон Шапарин.
Такой опыт, по его словам, позволил в 1966-1971 годах построить в Тольятти крупнейший в СССР автомобильный завод, обеспечить его передовым оборудованием, начать производство прорывного для нашей страны на тот момент автомобиля ВАЗ 2101. На первом этапе в конструкцию исходного FIAT 124 было внесено более 800 изменений, осуществлялись поставки узлов и агрегатов из Италии, затем выпуск компонентов был освоен на десятках заводов по всему СССР.
В случае с индийским технологическим партнером последовательность может быть такой же: поставки необходимого оборудования на различные производственные площадки в РФ, передача технологий и авторских прав, адаптация конструкции к российским условиям.
При этом очевидно, что зависшие на счетах в индийских банках рупии принадлежат российским нефтегазовым гигантам. Они могли бы конвертировать их в рамках данного проекта в акции соответствующих сборочных предприятий на территории РФ. Поставить для них технические жидкости, производить топливо для растущего количества транспортных средств в РФ.
Поэтому Антон Шапарин предложил всем заинтересованным министерствам и ведомствам проработать этот вопрос.