Большой театр представил на Камерной сцене редкую итальянскую оперу

Опера "Король" Умберто Джордано возникла в афише спонтанно и под самый занавес сезона. Совсем неизвестный в России опус поставил режиссер Юрий Муравицкий, эффектно дебютирующий этой работой в оперном театре.
В камерном пространстве Большого ставку сделали на молодежь.
В камерном пространстве Большого ставку сделали на молодежь. / Павел Рычков / Пресс-служба Большого театра

У Джордано не самая счастливая композиторская судьба. Его бесспорный талант и труды остались в тени сочинений его коллег-веристов, творивших на рубеже XIX и XX веков. Самая знаменитая из дюжины его опер - "Андре Шенье". Реже театры вспоминают о "Федоре". Эта опера на русский сюжет, как ни странно, не была поставлена в России. У нас больше повезло другой "русской" опере композитора - "Сибирь": почти четверть века назад она появилась в "Геликоне" в постановке Дмитрия Бертмана и до сих пор в репертуаре театра.

"Король" - язвительная и поучительная притча о том, как насмешливы бывают мечты о власти и богатстве, придуманная композитором в тандеме с либреттистом Джоваккино Форцано. Эта лаконичная, семидесятиминутная опера, заслуживает куда большей известности. Пасторальный сюжет прост, но назидателен. Юная дочь мельника Розалина передумала выходить замуж за влюбленного в нее Коломбелло. Жених и родственники в растерянности ищут помощи у гадалки, священника и даже судьи. А взбалмошная и наивная Розалина признается, что на прогулке в лесу она увидела короля и потеряла голову, к тому же птичка напророчила ей счастливую и беззаботную жизнь. В отчаянии мельник с женой и Коломбелло отправляются на аудиенцию во дворец. Монарх соглашается помочь с условием, что девушка проведет ночь в его спальне. Розалина, оказавшись в королевских покоях, тут же признается в чувствах... Но когда король появляется перед девушкой в исподнем немощным стариком, она мгновенно решает вернуться к своему Коломбелло... Король благословляет молодых...

Юрий Муравицкий вместе с художником Петром Окуневым делает роскошную, разнаряженную в бархат, шелка постановку

Мировая премьера "Короля" - последней оперы Джордано - состоялась в миланском театре La Scala в январе 1929 года. Написана она была специально для знаменитой сопрано, представительницы "старой школы" итальянки Тоти даль Монте. И пока она исполняла бенефисную для себя виртуознейшую партию Розалины, опера с успехом шла в театрах. Однако после ухода прославленной певицы со сцены достойной замены ей не нашлось, и публика быстро потеряла интерес к этому опусу.

В камерном пространстве Большого, естественно, ставку сделали не на звезд, а на молодежь. Наталья Риттер пела партию Розалины предсказуемо трудно, без блеска, с натугой учебного вокализа. Выступления других солистов - Дзамболат Дулаев (Король), Алексей Смирнов и Виктория Преображенская (Мельник и его Жена), Злата Рубинова (Гадалка), Кирилл Филин (Судья), Алексей Сулимов (Священник) - были точнее вокально и еще более удачливее в актерской реализации своих характерных образов. А обладатель интересного голоса Артем Попов в роли Коломбелло благодаря своему впечатляющему тенору придал исполнению оперы все же искомую романтическую нотку в этом "бочонке" сарказма.

Дирижером-постановщиком оперы значится Антон Гришанин, но большинство спектаклей премьерной серии ведет молодой дирижер Филипп Петров, для которого нынешняя работа пока самая значимая строка в профессиональной биографии. С крошечным составом оркестра (как обычно, сильно сокращенным под экстремально скромные возможности оркестровой ямы Камерной сцены) работает корректно, но не очень откликается на игру стилей, заложенную автором в партитуре. А в упаковке буйного веризма (в духе Пуччини, Масканьи и Леонкавалло) Джордано спрятал и свою любовь к барокко, и стремление постичь гармонии нового времени, отчего в его музыке есть отзвуки не только Моцарта, Генделя или Рамо, но и Прокофьева и даже Шостаковича.

Юрий Муравицкий вместе с художником Петром Окуневым делает роскошную, разнаряженную в бархат, шелка и напудренные парики постановку. Богатая "картинка" и минимализм мысли, соединенные легкими шутками, становятся основными идеями режиссерской концепции. Без всякого нравоучительного пафоса и попытки сформулировать нечто задевающее и актуальное. Это тот случай, когда поход в театр дарит маленькую возможность забыть о реальности.