Малыш и гаджет: Спрос на образовательные технологии для дошкольников в России может вырасти вдвое

По данным Росстата, число дошкольников, которые посещают разные дополнительные образовательные программы и занятия, за последние пять лет выросло в России на 18 процентов.
iStock

Дошкольное образование - один из лидеров образовательного рынка страны, занимает примерно его треть. Правда, есть проблема: уровень технологий в нем самый низкий - менее 1 процента.

При этом, около четверти дошкольников все же учится на онлайн-платформах, а платные дополнительные занятия посещает 62 процента детей. Таковы данные исследования Агентства инноваций Москвы об особенностях развития технологий в дошкольном образовании в мире и России или, говоря современными терминами, о перспективах KidTech.

Что такое KidTech?

Сегодня больше на слуху другой термин - EdTech, цифровые образовательные технологии для школ, вузов и просто для взрослых. Так вот KidTech - технологические решения, которые предназначены для детей до 7 лет, их родителей, а также для детских садов, центров и специалистов по работе с детьми.

Как отмечают эксперты, уровень конкуренции в нем пока не высок, но в ближайшей перспективе будет расти - на рынок выходят крупные компании, которые постоянно ищут новые аудитории. Спрос на образовательные технологии потенциально может увеличиться вдвое.

- На рынке KidTech в России представлено более 120 компаний, из них 55 процентов - из Москвы. На столичные компании также приходится 70 процентов инвестиций, рассказывает руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин. - Большинство разработчиков KidTech-решений - компании старше пяти лет. Они создают линейку продуктов непрерывного образования - от программ для детского сада до курсов для школы.

По данным исследования, на протяжении последних шести лет выручка KidTech-компаний росла в среднем на 49 процентов в год. А вложения в этот сектор резко подскочили только с 2019 года. В 2021 году объем вложений вырос более чем в 5 раз в сравнении с двумя предыдущими годами. Объяснить это легко: правила установила пандемия COVID-19 и всеобщая "удаленка".

Однако разработчики KidTech-продуктов отмечают: конкуренция на рынке технологий в дошкольном образовании куда ниже, чем на рынке программ и решений для школы. Однако спрос будет расти. Как никак целевая аудитория - более 13 миллионов детей̆ до 7 лет (более 30 тысяч детских садов в России).

Примечательно, уже сегодня российскими KidTech-компаниями ведется работа по цифровизации дошкольных учреждений, есть готовые решения. Так, например, c апреля 2022 года в рамках пилотного проекта был запущен электронный дневник для детских садов "Садикум" более чем в 500 детских садах Подмосковья. Воспитатели уже готовы к новым инструментам: за это время они загрузили более 700 тысяч единиц фото и видео контента в систему, а более 50,000 родителей получили доступ к важным сведениям о развитии своих детей и отказались от зарубежных мессенджеров.

Алфавит в цифре

Согласно исследованию, ежегодно в мире запускается более 100 новых приложений для дошкольников. Но, по сути, они, конечно, в первую очередь, для родителей. Это цифровые продукты, которые помогают в выборе детского сада или детского центра, в воспитании и обучении детей̆.

Разработчики стремятся учесть в своих продуктах ключевые запросы родителей, прежде всего пользу и безопасность образовательного контента. Также создают отдельные родительские приложения, которые позволяют отслеживать учебный процесс ребенка и узнавать о детском развитии в целом.

Более половины приложений - это игры или программы, содержащие игровые элементы. Их цель, в основном, - развитие традиционных навыков: общего представления об окружающем мире, внимания, логики. Еще треть приложений развивают базовую грамотность (чтение, алфавит, навыки счета), многие из них также готовят детей̆ к школе.

Кстати, именно подготовка к школе - одно из наиболее конкурентных направлений на рынке KidTech. В России в среднем четверть детей в возрасте до 7 лет используют KidTech-продукты, при этом, чем старше ребенок, тем чаще он использует обучающие онлайн-платформы.

И, кстати, реклама в детских приложениях используется в два раза реже.

Урок ведет робот?

Среди родителей также популярны онлайн-школы - самый крупный и динамично растущий сегмент рынка. На него приходится более трети от общего количества компаний KidTech и объема выручки. При этом в течение последних пяти лет выручка ежегодно растет более чем в два раза.

Но и здесь есть нюанс: только десятая часть компаний, привлекших инвестиции в прошлом году, используют новейшие технологии: дополненную и виртуальную реальность, позволяющую дольше удерживать внимание ребенка, и искусственный интеллект, у которого больше всего сценариев применения.

Но отдельного внимания для обучения дошкольников заслуживают роботизированные технологии, которые потенциально могут стать помощниками для учителей дошкольных учреждений.

Интересно, что согласно недавним исследованиям, дети 3-5 лет готовы скорее учиться у компетентного робота, чем у некомпетентного человека. Кроме того, в последнее время набирают популярность небольшие образовательные роботы, которые собираются из готовых блоков и умеют выполнять простые команды.

Комментарии

Юлия Крохина, старший инвестиционный менеджер корпоративного венчурного фонда МТС:

- Детское образование в целом занимает важную часть жизни семьи, независимо от происходящего. А после пандемии есть тренд на потребление онлайн-услуг и сервисов, которые потреблялись раньше в традиционных форматах. Этот фактор говорит о смене потребительского поведения. И KidTech-компании предлагают сейчас множество вариантов потребления контента: видеоконтент, геймификация, которая потно закрепилась в данном сегменте, это и работа в мини-группах и многие другие. Я думаю, что с появлением различных технологий, того же самого искусственного интеллекта, есть все шансы, что дети, которые все чаще проводят время со своими планшетами и гаджетами, и родители, которые стремятся повысить пользу от этого экранного времени, в конечном результате дадут рост данному сегменту.