Из общей массы выделяется Владивосток. Его особенность - сопки. Они от беды не спасают, а лишь усугубляют проблему, потому что "быстрая" вода влечет более серьезные разрушения.
8 июня в городе был установлен очередной климатический рекорд: за сутки выпало 110 миллиметров осадков, больше месячной нормы. Подобного не случалось предыдущие 30 лет. По данным администрации Владивостока, предварительный ущерб составил около 370 миллионов рублей. А окончательный может оказаться много больше. Плюс урон от первого сильного июльского дождя, традиционных августовских и сентябрьских тайфунов. И это плата за их игнорирование при проектировании и строительстве жилых и инфраструктурных объектов. Сложившаяся городская застройка является одной из причин потопов в дальневосточной столице.
В прибрежных горных ландшафтах легко отследить путь воды: она идет вниз, от вершин и водоразделов, по оврагам и долинам к морю. При этом ливневые потоки задерживает лес, и лишь от 10 до 25 процентов выпавших осадков стекает ручьями по поверхности вниз. Грунт вбирает большую часть воды. Затем она питает лесной массив и поддерживает наполненность рек и ручьев в сухой период.
В городской застройке все иначе. Водонепроницаемые асфальто-бетонные поверхности дорог, тротуаров, площадок, плоские и скатные кровли зданий формируют во время ливня залповый сброс воды. И до 85 процентов осадков устремляются вниз - на улицы и во дворы Владивостока.
Старые карты города показывают, что его холмистая территория изначально была густо покрыта реками и мелкими ручьями. Сегодня речная и улично-дорожная сети Владивостока практически совпадают, накладываются друг на друга. Ничего удивительного в этом нет - дороги у нас прокладывали там, где склон был положе. Убирали ручьи под землю и уповали на ливневую канализацию. Но городские ливневые сети, которые сооружались ранее, не рассчитаны на нынешнюю тотальную застройку сопок.
Естественно, улицы превращаются в реки и озера даже в умеренный дождь. И такие потопы будут происходить все чаще - об этом говорят разные модели изменения климата для нашего региона. Дождей прогнозируется больше, и их "водоотдача" выше.
На мой взгляд, сложившуюся градостроительную практику трудно изменить, но подход к точечной застройке можно поправить.
Один из ярких примеров формирования будущих потопов центральных улиц разворачивается сейчас буквально на глазах. Поросший лесом крутой склон сопки от проспекта Красоты, обычно сдерживавший часть ливневого водостока к бухте Золотой Рог, начали активно застраивать. На первый взгляд, замена заброшенного, заваленного мусором леска на благоустроенную территорию элитного жилья или административного комплекса - благо для города. Земля обретает хозяина и уход, вовлекается в экономику, получают заказы на строительство архитектор и застройщик.
Но в итоге не задерживаемая лесом вода пойдет вниз - на центральные улицы Пушкинскую и Светланскую. А их ливневка уже сейчас не справляется с потоками в сильный дождь.
В идеале заброшенный лес лучше было бы сохранить и превратить в городской линейный парк от района фуникулера до Нагорного парка. Пешеходный променад здесь был бы ниже отметок проспекта Красоты и, укрытый от северного муссона, пользовался бы популярностью и у горожан, и у туристов. Но в реальной практике идеальные модели не всегда реализуемы, а проблему необходимо решать.
Каким образом? На первом этапе востребован "штормовой" ландшафтный дизайн. Например, можно начать регулирование штормового водостока, отдав воде то, что она просит. Этот тип ландшафтного дизайна не экзотика, а реальное проектное предложение, разрабатывающееся сейчас, например, для Москвы и Казани. Для нашего горного рельефа прием состоит в следующем: вода по пути с кровли на ближайшую "улицу-реку" должна преодолеть систему зеленых ступеней, задерживаясь и впитываясь газоном каждой из террас. В завершение пути она может временно затапливать одну из площадок придомовой территории. В ливень мы гуляем реже, и часть двора можно на какой-то период отдать воде.
Авторы идеи - голландцы. Вслед за ними китайцы стали предлагать в роли водосборников спортивные и игровые площадки с пористым, дренирующим покрытием, поверхность которых немного ниже территории двора. Смысл такого ландшафтного дизайна очень простой: надо задержать излишек воды на участке, чтобы потом она постепенно ушла в освободившуюся ливневку. Ниже по склону, уже вдоль улиц, также устраивают ступенчатые газоны - "русла рек", на которые стекает не вместившаяся в ливневку вода с проезжей части и тротуара.
Кроме того, чтобы снизить ущерб от штормовых осадков в будущем, сегодня необходимо начинать большую работу по восстановлению зеленого и водного каркасов города. В древней градостроительной практике фэн-шуй, сложившейся в муссонном климате (а именно в нем мы и живем), людей, вырубавших лес на сопках, изгоняли из деревень. Леса фэн-шуй, регулировавшие водотоки низин, были неприкосновенны, их всячески берегли и дополняли новой растительностью.
В крупных городах наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону сегодня планомерно восстанавливают городские зеленые массивы. Нам пора перенимать данный опыт.
Начинать необходимо с внесения изменений в генеральный план города, ограничивая застройку сохранившихся лесов и возрождая их на вершинах и водоразделах сопок.
Далее нужно браться за воссоздание прежней среды подтапливаемых низин - это поймы вдоль русел городских рек. Сюда надо вернуть зеленые насаждения из влаголюбивых деревьев и кустарников. В устьях рек следует отводить территорию под восстановление затапливаемых лугов - естественных биофильтров ливневых стоков речек в городские бухты. Только полный комплекс таких мероприятий способен сделать Владивосток городом, устойчивым к климатическим катаклизмам.