За пять лет, как отмечено в документе, в стране необходимо построить с нуля более четырех тысяч километров со-временных трасс, модернизировать три тысячи километров, отремонтировать 110 тысяч километров дорог. Также стоит задача по развитию транспортных коридоров Запад - Восток, Север - Юг и строительству скоростных автомагистралей. Кроме того, по планам правительства, к 2027 году в нормативное состояние приведут 85 процентов дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50 процентов дорог в регионах.
Для этого, как считают специалисты, необходимо повышать объемы и качество строительства трасс, внедрять новые компетенции, передовые технологии и материалы, использовать современную технику преимущественно отечественного производства.
- В свое время дорожные объекты строили с невысокой несущей способностью. Но с каждыми годом нагрузки на них возрастали. По оценке экспертов, за последние тридцать лет интенсивность движения, то есть и нагрузки на дороги, увеличились в четыре-пять раз, - говорит президент Ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков. - Низкая несущая способность, существующие небольшие сроки службы дорожной одежды и связанные с этим высокие эксплуатационные затраты - в числе основных проблем дорожной отрасли.
В то же время, подчеркивает эксперт, согласно новым нормативам, межремонтный срок службы покрытия с 2017 года возрос в два раза - с 12 до 24 лет. Соответственно, увеличилась и толщина для асфальтобетонных слоев дорог первой технической категории - до 26-30 сантиметров. Что же позволит продлить срок службы дорожного полотна?
Представители дорожно-строительной отрасли считают, что без применения в конструктивных слоях дорожной одежды прочных, долговечных материалов нельзя обеспечить соответствующие сроки службы. Для этого необходимо применять цементобетон, минеральные вяжущие материалы. Пока их активное применение сдерживает отсутствие должной нормативной базы. Работа над этим ведется: Ассоциация бетонных дорог совместно с Росавтодором уже разработали ряд нормативов по применению цементобетона в строительстве дорог. Впервые в России рассчитан срок службы таких дорог - до тридцати лет.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский сообщил, что в настоящее время все подрядные организации, занятые в работах по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" (БКД), имеют стационарные дорожные лаборатории, которые позволяют контролировать качество работ - ведется мониторинг ровности покрытия, жесткости дорожной одежды, сцепных качеств, делаются замеры поперечных уклонов.
Участники X Международного Сибирского транспортного форума (СТФ), прошедшего в Новосибирске, обозначили еще одну проблему дорожно-строительной отрасли - дефицит специалистов с высшим и средним образованием.
- Основной фактор, влияющий на отрасль, - это кадровый голод. Он возник во всех отраслях, но в первую очередь в строительстве, включая дорожное. Также есть проблема переподготовки кадров, повышения компетенций - у специалистов не хватает определенных навыков, опыта, чтобы справляться с новыми задачами, - сказал заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов на заседании общественного совета при Росавтодоре, состоявшегося в рамках СТФ.
Директор Ассоциации дорожного образования Светлана Жаденова считает, что в числе проблем сферы профильного образования - устаревшая материально-техническая база, слабая оснащенность учебных мастерских, дефицит педагогов. Также у поступающих в средние специальные учебные заведения на базе девяти классов недостаточно знаний по профильным предметам. По словам эксперта, современный выпускник ссуза не устраивает потенциального работодателя, его приходится доучивать.
Ректор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Климов, отметив проблемы с комплектованием бюджетных групп профильных вузов, предложил регионам "ориентировать выпускников на то, чтобы они выбирали нужные стране специальности". Самыми востребованными в перспективе 2035 года, по его мнению, будут специалисты по управлению беспилотными аппаратами, архитекторы интеллектуальных транспортных систем и специалисты в области экологии и декарбонизации транспорта.
В этом году в Новосибирской области только рамках нацпроекта БКД работы ведутся на 84 объектах (19 из них - в Новосибирске), 80 - сдадут к концу года. При этом в начале ремонтного сезона был риск невыполнения планов по строительству и ремонту дорог и неосвоения средств. Причина - отсутствие проектно-сметной документации, конкурсных процедур. Председатель профильного комитета заксобрания Новосибирской области Валерий Ильенко сообщил, что депутаты "еженедельно в реальном времени отслеживали контрактацию и те объекты, где идет дорожное строительство". Он не исключил, что финансирование с районов, где затянуты сроки выполнения планов, будет снято на сентябрьской сессии заксобрания.
- Не хотел бы обидеть руководителей территорий, но нужно уделять больше внимания контролю работы на местах. И начинать не с июля-июня, а с ноября, когда формируется бюджет, - заявил Валерий Ильенко. - Мы рекомендовали минтрансу в случае несвоевременного проведения конкурсных процедур в муниципальных образованиях предусмотреть перераспределение средств на объекты, которые обеспечены ПСД. Это необходимо для эффективного использования бюджетных ассигнований.
Иван Гончаров, начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата полпреда президента РФ в СФО:
- В январе правительством РФ утверждена стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. В наших условиях крайне важно, чтобы инфраструктурное развитие шло максимально быстро и эффективно, чтобы расшивались узкие места как на железных, так и автомобильных дорогах в рамках различных программ - комплексного плана модернизации транспортной инфраструктуры, нацпроекта БКД, текущей дорожной деятельности.