Почему современные технологии и материалы не внедряют массово? Этот и другие вопросы обсудили участники круглого стола "Новые возможности и перспективы строительства в условиях Сибири дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих". Меро-приятие состоялось в рамках Х Международного Сибирского транспортного форума, который прошел при поддержке правительства Новосибирской области.
Участниками дискуссии стали представители Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий (Ассоциация бетонных дорог), аппарата полпреда президента РФ в СФО, руководители профильных министерств и департаментов регионов Сибири и Дальнего Востока, специалисты дорожно-строительных компаний России, Беларуси, КНР, эксперты общественных, научно-образовательных, подрядных и проектных организаций.
Модератор мероприятия, первый вице-президент холдинга "Сибирский цемент" Валерий Бодренков подчеркнул, что с момента создания в 2018 году Ассоциация бетонных дорог популяризирует технологии возведения трасс с применением цементобетона и минеральных вяжущих. К настоящему моменту в распоряжении экспертов есть результаты комплекса исследований, которые позволяют развенчать мифы о высокой стоимости строительства и обслуживания таких дорог, невозможности проведения их ремонта.
- Эти стереотипы сложились в советское время. Сегодня автоматизация процессов исключает влияние человеческого фактора, а отечественные цемзаводы, загруженные в среднем на 50-60 процентов, готовы обеспечить заказчиков необходимыми цементами, - уверен Валерий Бодренков.
Как отметил президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Виктор Ушаков, сегодня тема перехода на массовое строительство дорог в цементобетоне особенно актуальна.
- План дорожного строительства на 2023-2027 годы, утвержденный правительством РФ, предполагает активное внедрение новых технологий и материалов. В то же время перед отраслью стоят задачи максимально эффективно использовать выделяемые ресурсы, увеличивать межремонтные сроки для всех категорий автомобильных дорог без увеличения норматива финансовых затрат. Один из инструментов решения данных задач - расширение сети качественных и безопасных цементобетонных дорог, - считает эксперт.
Такие трассы активно строят в пятидесяти государствах мира. Так, руководители Китайской железнодорожной строительной корпорации рассказали, что семьдесят процентов дорог в стране имеют цементобетонное покрытие, также в цементобетоне выполнена почти вся аэродромная и аэропортовая сеть. Начав с сотни километров в год, к 2022-му Китай возвел уже 4,6 миллиона километров цементобетонных дорог. Заместитель гендиректора по развитию проектов корпорации Цун Цзячжун заметил, что такие трассы отличаются уникальными характеристиками, на их состояние не влияет погода, а срок эксплуатации объектов без ремонта достигает тридцати лет.
По данным начальника управления качества АО "Новосибирскавтодор" Дмитрия Денисенко, за многолетний опыт работы с цементобетоном компания построила 350 километров дорог, также возведено около 280 тысяч квадратных метров покрытия при реконструкции новосибирского аэропорта Толмачево.
К слову, при проведении работ в воздушной гавани Новосибирска использовалась продукция АО "Искитимцемент".
- В ассортименте завода есть специальные дорожные цементы и цементы для аэродромных покрытий, так что мы готовы поставлять материалы стабильно высокого качества для возведения различных объектов транспортной инфраструктуры, - подчеркнул управляющий директор предприятия Владимир Скакун.
Решается в настоящее время и вопрос нехватки необходимого оборудования: сегодня в России эксплуатируется сорок комплектов бетоноукладчиков импортного производства. Некоторые из них уже необходимо ремонтировать. В связи с санкциями меняются сроки и логистика поставок запчастей, но работа идет. Как и процесс обновления нормативной базы.
По данным Виктора Ушакова, в последние годы разработан ряд нормативных документов, связанных с проектированием и строительством цементобетонных покрытий и оснований дорог. Так, специалистами МАДИ подготовлен ГОСТ Р 59628-2021 "Проектирование жестких дорожных одежд. Типовые конструкции", сотрудниками ФАУ РосдорНИИ разработаны три ГОСТ Р на бетонные смеси для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог, два ГОСТ Р на дорожный бетон и ГОСТ Р на технологию строительства цементобетонных покрытий и оснований. Сегодня эта работа продолжается.
Эксперт комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Татьяна Гончарова остановилась на проблеме выбора типа дорожных одежд при реализации каждого конкретного проекта.
- Сейчас на стадии техзадания или разработки проектной документации приоритет нередко отдается асфальтобетонному покрытию. Не всегда ясно, почему принимается именно такое решение. Процедура выбора дорожной одежды должна стать публичной и прозрачной, - убеждена Татьяна Гончарова.
Как и многие другие спикеры, она отметила: у жесткого типа дорожного покрытия дольше срок службы, выше показатели несущей способности. Кроме того, цементобетонные трассы отличаются минимальным негативным воздействием на окружающую среду, обеспечивают высокий уровень безопасности дорожного движения. А по укрупненным нормативам цен, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, стоимость одного километра дорог с цементобетонными покрытиями на 10-15 процентов ниже стоимости аналогичного участка дороги с асфальтобетонными покрытиями.
- Активное строительство трасс с цементобетонными покрытиями и основаниями может стать мощным импульсом для роста экономики Сибири, дать серьезный мультипликативный эффект, связанный с динамичным развитием предприятий смежных отраслей. Надеемся, что соответствующие технологии получат массовое распространение - все необходимое для этого в макрорегионе есть, - резюмировал Валерий Бодренков.