Сергей Лавров преподнес генеральному секретарю АСЕАН философский подарок

В четверг в Джакарте состоялось совещание "Россия-АСЕАН" - то самое главное мероприятие, на которое в Индонезию прилетел министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Евгений Шестаков

Встреча прошла буднично, без картинных обвинений России в агрессии, хлопанья дверями, уничижительных взглядов и прочих атрибутов нынешней западной политической мысли в отношении Москвы. В коротком выступлении на совещании Лавров сказал о совместных с АСЕАН проектах в сфере цифровизации и умных городов, напомнил о пятилетии стратегического партнерства России и Ассоциации, выразил поддержку асеаноцентричной архитектуре безопасности. Как универсально говорят в таких случаях дипломаты, стороны обменялись мнениями и сверили часы.

Даже на входе в отель "Шангри Ла", где проходила встреча, эта пресноватая рутинность бросалась в глаза - минимум плакатов, сообщающих о мероприятиях АСЕАН, расслабленная атмосфера пятизвездочного лобби с ненавязчивой музыкой. Хотя, возможно, именно эта атмосфера "все как обычно" при обсуждении, с точки зрения прессы, не самой зажигательной асеановской повестки, стала главным результатом состоявшегося за закрытыми дверями совещания. Потому что в нынешнее время турбулентности такое спокойствие на дипломатическом олимпе - уже немалое достижение.

Накануне форума российский министр преподнес генеральному секретарю АСЕАН подарок - приличного размера матрешку с изображением самого Као Кимхорна. Увидев свое лицо на деревянной "кукле", генсек несколько смутился и не сразу понял, как к презенту относиться. Но, получив краткие разъяснения, заулыбался. Впрочем, называть этот подарок матрешкой не совсем корректно - внутри никаких "мини-кимхорнов" не было. А заложенная идея, что каждый новый руководитель АСЕАН получает от России в подарок матрешку со своим изображением большего размера, чем была у его предшественника, невольно наводит на размышления. От намека, что предыдущий генеральный секретарь был "съеден" нынешним, до философствований о том, что перед каждым новым лидером организации стоят все более и более масштабные задачи. Поэтому увеличивающийся всякий раз размер новой матрешки служит подтверждением поступательности и роста как самой АСЕАН, так и масштабов ее контактов с Россией.

Многие входящие сегодня в Ассоциацию стран юго-восточной Азии государства во времен Советского Союза имели с Москвой весьма тесные отношения. Нынешние контакты России с АСЕАН - тот самый случай, когда можно утверждать: "новое - хорошо забытое старое". Об этом старом наша страна время от времени ненавязчиво партнерам напоминает. В середине июня, например, российский посол в Индонезии Людмила Воробьева предложила провести товарищеский матч по футболу между командами России и Индонезии в "Лужниках". Только не в московских, а в джакартских. Это не фигура речи - во времена правления первого президента Индонезии Сукарно Советский Союз по его просьбе построил в Джакарте точную копию "Лужников" - стадион Гелора "Бунг Карно". А чуть раньше та же Воробьева участвовала в церемонии открытия памятной таблички у памятника подводной лодке советского производства "Пасопати" в городе Сурабае. Это еще одна военно-техническая веха в сотрудничестве СССР и нынешнего члена АСЕАН Индонезии. Страны, которая, к слову, когда-то вместе с Австралией и Сингапуром проявляла недовольство участием Москвы в региональных форумах АСЕАН, ссылаясь на незначительность торговых связей нашей страны с Юго-Восточной Азией.

Если бы программа Лаврова в Джакарте была менее насыщенной, министр мог бы посетить еще одно необычное место - "русскую комнату". К дипломатическим объектам она отношения не имеет. Комната расположена в Богорском дворце, где находилась загородная резиденция первого президента Индонезии Сукарно. А русской ее называли потому, что там хранились сразу две большие картины (их общая площадь больше 35 квадратных метров) русского художника Константина Маковского. Первую Сукарно получил в подарок от руководства СССР, а вторую примерно в это же время ему купили для украшения дворца в Италии.

Около 20 лет назад по просьбе Индонезии российские реставраторы провели работу по сохранению полотен. А вот о дальнейшей судьбе еще одного подарка советских властей, сделанного ко Дню рождения Сукарно, - автомобиле "Чайка" - мало что известно. И это лишь некоторые и, поверьте, не самые значительные штрихи, которые связывали в прошлом лишь одну из входящих в АСЕАН стран с Россией.