Производители цемента предлагают активнее строить зимой
Активнее строить зимой призывают производители цемента. Это позволит сгладить сезонность спроса на их продукцию. Строители отмечают, что технологии это позволяют, однако их нужно четко соблюдать.
Сейчас "высоким сезоном" в строительстве считается теплый период года. В это время спрос на цемент резко возрастает, что иногда приводит к сложностям с его доставкой покупателям. Сезонность накладывает отпечаток как на график производства и ремонтов, так и на функционирование мощностей, отмечают в "Союзцементе". Сгладить проблему может стимулирование строительства осенью, зимой и весной, считают в отрасли. "Выбор периода, когда вести строительство, зависит от желания строителей и поступления финансирования, если речь идет о государственных стройках. На данный момент в основном нет технологических препятствий для круглогодичного возведения объектов".
Строительство в холодное время года обходится на 15-27% дороже, чем летом, признают в союзе, из-за необходимости использования специальных добавок и последующего ухода за свежеуложенным бетоном (прогрева, расхода электроэнергии на это, затрат на укрывной материал). В среднем на один цикл заливки летом уходит 5-7 дней, зимой - 7-11. Это связано со сложными погодными условиями, необходимостью очистки конструкции от снега и наледи, трудозатратами на монтаж греющего кабеля, работой в зимней одежде и т.д. Однако доля бетонных работ в общей стоимости возведения конструкции составляет 20,8%, и в целом удорожание строительства не будет значительным, считают производители.
Чем больше площадь бетонирования, тем ниже доля условно-постоянных затрат, то есть более выгодно вести зимнее строительство на крупных, масштабных объектах. "Польза от равномерной загрузки инфраструктуры и рабочей силы как для застройщиков, так и для производителей стройматериалов и экономики страны в целом должна стимулировать к преодолению этих трудностей и сложившихся стереотипов о сложностях строительства осенью, зимой и весной. Необходимо принять стратегические решения о круглогодичном возведении как минимум тех объектов, которые строятся за счет государства. Такая положительная практика уже есть в ряде регионов", - отмечают в "Союзцементе".
Застройщики говорят, что зимнее строительство сейчас достаточно распространено и даже имеет свои плюсы. Станции прогрева бетона, которые применяются при устройстве монолита, сопряжены с большими затратами на электроэнергию, но и срок набора прочности бетоном существенно сокращается, отмечает директор по развитию ГК "Лидер Групп" Надежда Ильина. Заливка фундамента зимой позволяет минимизировать возможность его деформации, так как при минусовых температурах почва обезвоживается и становится более плотной, рассказали в пресс-службе ГК "Жилой Квартал":
Однако при зимних работах важен профессионализм персонала, отмечает директор по строительству "СЗ "Зеленый бульвар" Петр Царев. Инженерно-технические работники должны подобрать материалы с определенной пластификацией, с определенными добавками, подготовить объект. Если квалификация каменщиков и прораба недостаточна, то есть вероятность, что раствор будет неправильно замешан, произойдут последующее растрескивание, усадка материала и появятся трещины по кладке. На стройплощадке должны быть тепляки, горелки, которыми каменщики подготавливают свое рабочее место, прогревают раствор и материал для кладки стен. Не должно быть сквозняков. Все это дополнительные затраты.
"Зимний" бетон с учетом добавок может стоить на 5-7% дороже, чем в летний период, указывает первый вице-президент GloraX Александр Андрианов. Однако в этом году уровень спроса на бетон летом настолько высок, что его стоимость не отличается от цены в зимнее время даже при отсутствии в нем противоморозных добавок.
Зимние бетонные работы экономически оправданы только в очень ограниченном перечне случаев, считает эксперт Общественного совета при минстрое Илья Пономарев. Как правило, это объекты, для которых срок возведения критичен, - промышленные, инфраструктурные, оборонные. Избыточная цена в этом случае компенсируется экономикой эксплуатации. Дорожные, мостовые работы, связанные с бетонированием, осуществлять зимой нерационально - на реках лед, грунт проморожен и т.д. С точки зрения технологий на большей части России вполне реально вести бетонные работы круглогодично, сезонные колебания связаны именно с экономикой процесса, говорит он. Сглаживание потребления возможно только экономическими методами - если производители предложат более низкие цены зимой, что простимулирует закупки про запас.
За последний год, по данным Росстата, разница между летними ценами и минимальными в холодный период была около 5%. Что интересно, максимума (за год - с июня по июнь) цены достигли в октябре прошлого года, а уже в ноябре упали до минимума.
Для решения проблематики "скачкообразного" спроса на цемент целесообразно возрождение индустриального домостроения и заводов по производству крупноблочных железобетонных изделий (ЖБИ), считает президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Это позволит стабилизировать спрос на цемент в течение года за счет беспрерывного производства бетонной продукции.
Строить в зимний период возможно, строительный бизнес это умеет, но нет необходимости волевыми решениями кого-то заставлять, считает он. Кроме того, необходимо учитывать очень разнообразные климатические условия нашей страны - например, в Якутии температура зимой опускается до -50°С. Тут возникает не только вопрос обогрева бетона (даже если не брать во внимание удорожание строительства), но и нахождения и работы персонала на воздухе.
"На рынке должен присутствовать баланс, и ни в коем случае один участник (не важно - покупатель или продавец цемента) не должен подстраивать чужие интересы под свои. Работа строится в связке, потому что по отдельности эти участники не могут существовать", - подчеркивает Глушков.
Крупнопанельное, а точнее, крупноэлементное строительство незаслуженно отодвинуто в сторону в угоду "индивидуализации" проектных решений, говорит Пономарев. И это не только метод создания "несезонного" спроса на цемент, но и серьезный метод снижения себестоимости и повышения качества - поскольку элементы изготавливаются индустриально, контроль качества кратно выше.