То есть довольно серьезное положительное сальдо в нашем товарообороте с КНР до сих пор наблюдается ($62,263 млрд против $52,284 млрд), но оно уже не настолько обескураживающее.
Что здесь нужно сказать. До недавнего времени мы, даже перенаправив экспортные потоки в Китай, все равно по итогу получали взамен за свои товары - сырьевые по преимуществу - все те же доллары, только в другой обертке и с другого конца земного шара. И что с этой валютой потом делать знал только Минфин, который в силу своей природы пытается всюду создавать "резервы". Но для по-настоящему здоровой экономики любой "перекос" или реально вреден, даже если это превышающее разумные пределы положительное сальдо, или не имеет смысла. Извините за банальность, но везде, в том числе и здесь, нужен определенный баланс.
Что ж, ситуация, пусть и не совсем по нашей воле, но выправляется, и это надо просто осмыслить.
Ну а пока еще немного приятных, в общем-то, для нашего российского читателя цифр: только в недавно закончившемся июне месяце товарооборот двух стран составил $20,831 млрд, причем Российская Федерация ввезла в КНР товаров и услуг на сумму $11,280 млрд, а Китай в Россию - на $9,551 млрд.
Напомним, что по итогам 2022 года товарооборот между двумя странами и так вырос на 29,3 % и достиг рекордных $190,271 млрд. Так что тренд сохраняется.
Почему это важно. Помимо общего политического значения, важен и тот факт, что Китай прочно стал ключевым российским партнером, обойдя Евросоюз по объему торговли с нашей страной. Это со всей очевидностью должно было со временем произойти.
Хотя бы по той причине, что западные, особенно европейские, экономики уже сейчас находятся в состоянии рецессии и откровенного упадка. И болезнь собирается только прогрессировать: ничего личного, но это уже настолько избитая информация, что об этом даже как-то неловко и говорить.
Тут в оперативном, да и в стратегическом, смысле куда важнее другое. Не так давно российский премьер Михаил Мишустин констатировал, что не менее 70% трансграничных расчетов между Россией и Китаем уже сейчас проводится в рублях и юанях. А при дальнейшем росте товарооборота и устранении торгового дисбаланса можно перейти и к решению куда более сложной задачи: перевести не только расчеты, но и вопросы ценообразования в пару юань/рубль. Ну или рубль/юань, тут кому как больше по вкусу.
Но для этого нужно, чтобы этот наш китайский маршрут по-настоящему стал улицей с двусторонним движением, тогда и необходимость в долларе, как в универсальной расчетной единице в наших отношениях с Китаем сразу в разы упадет. Уравновешивание торгового баланса, фиксируемое китайской таможней, все это предвещает.