Единственный в мире имеет катапультные кресла: Как Ка-52 стал ударным вертолетом нового поколения

В небе над Луганском плывут облака, а в них вертолет Ка-52. Как десятитонная железная птица может летать на одной высоте с воробьями? На предельно малой - в нескольких десятках метров над городом.
После каждого прилета летчик снимает шлем, а техперсонал - пустые боеголовки с винтокрылой машины.
После каждого прилета летчик снимает шлем, а техперсонал - пустые боеголовки с винтокрылой машины. / Анна Ковалева

Ка-52, или "Аллигатор" - российский ударный вертолет нового поколения. Признаться, с земли его фюзеляж и кабина больше напоминают крокодила. Представьте, как гул от вертолета нарастает, черная точка в небе приближается и идет на вас. Винты вращаются с такой скоростью, что порыв ветра сбивает любой головной убор. Ка-52 - стальная рептилия, но как перышко садится на военный аэродром южной группировки войск. Неужели вернулась с Артемовского направления и без единой царапины?

За вертолетной площадкой кусты шиповника так разрослись, и не счесть красных цветов, те распустились во всей красе. Здесь понимаешь, почему в авиацию идут только романтики. Полдень. Солнце в зените, самое пекло. Асфальт на аэродроме местами не выдержал - от такой жары и нагрузок потрескался. И земля парит, рано утром был дождь. Но Ка-52 полетит в любую погоду, лишь за редким исключением - когда сильный штормовой ветер, густой туман или обледенение. Всепогодный круглосуточный боевой вертолет "Аллигатор" приземлился на ноги, железные - как и эти люди. Пилот и штурман-оператор вылезут из кабины Ка-52. Уставшие, пот стекает струйками по лицу. Пилот снимает шлем, а техперсонал - пустые боеголовки с винтокрылой машины. И уже можно подойти поближе, чтобы их рассмотреть.

Свежей краской бликует бортовой номер. Машину визуально осматривают спецы. Левый двигатель, правый - оба исправны. Десятки мониторов и датчиков работают как часы. Ка-52 не новичок, ему не впервой рассекать воздух в воздушном пространстве противника.

Первый опытный экземпляр "Аллигатора" подняли в небо еще в 1997 году, но серийное производство начали в 2008-м. С тех пор его постоянно модернизируют, "пичкают" передовыми технологиями авиастроения. Так он стал одним из лучших вертолетов в своем классе. Длина фюзеляжа -14 метров, максимальная скорость - 300 км/ч, скороподъемность - 660 метров в минуту, а боевая нагрузка - до двух тонн.

"Аллигатор" может развернуться в полете вокруг своей оси на 360 градусов или лететь боком. Ка-52 единственный в мире имеет катапультные кресла

Кто мечтает быть пилотом, очень смелый, видно, тот. Еще бы, боевой вылет - это 40 минут реального полета с риском для жизни. Напряжение и концентрация витают в воздухе. Выдержать такое может командир звена с позывным Токио:

- Противник хитер - выставляет неисправную технику и муляжи как приманку, чтобы нас подманить. Засадные группы выезжают из леса на зеленых пикапах. Всегда очень незаметно, но не сегодня. Полчаса назад мы уничтожили 12 человек личного состава и два опорных пункта ВСУ.

С приходом лета и зелени работа у вертолетчиков стала опаснее. Противник прячется за кустами и деревьями. Но у Ка-52 на это есть свои козыри - ПТУРы и НАРы. Управляемые ракеты ПТУР "Вихрь-1" уничтожают бронетехнику противника, щелкая бронированные БМП и танки ВСУ, в том числе зарубежного производства, как орехи. А НАРы - это неуправляемые ракеты калибром 122 или 80-мм. Еще вертолет Ка-52 оснащен режимом "свободной охоты", когда приборы сами находят вражескую технику. И главное - под фюзеляжем у "Аллигатора" есть аппарат, который отводит тепловой след и ракеты. На Ка-52 "навешаны" самые разные технологии. "Аллигатор" не раз уже показал зубы, хищный оскал, за что оправдал грозное название.

Этот экземпляр сделан в АО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина" (г. Арсеньев, Приморский край). Визитной карточкой завода являются выпускаемые по заказу Минобороны боевые вертолеты разработки ОКБ Камова. Кроме того, Ка-52 применяют в учебно-тренировочных полетах.

Что он еще умеет? Например, "Аллигатор" может развернуться в полете вокруг своей оси на 360 градусов или лететь боком. Кстати, Ка-52 - единственный в мире вертолет, имеющий катапультные кресла, и единственный, кто может автономно эксплуатироваться до 15 суток без обслуживания.

К "Аллигатору" разрешают подойти еще ближе. Лобовое стекло грязное, повсюду следы от мошек и комаров, как на автомобиле, который идет по трассе на большой скорости. Но Ка-52 летел на предельно малой высоте 10-50 метров над землей, огибая рельеф местности, электрические провода и дома.

Лежит рядом с "Аллигатором" собака. И кличка у нее смешная - Сосиска. Провожает взглядом и голосом каждый Ка-52, вильнула хвостом и облизала руку пилоту. Так радостно прыгала по траве, что там же поймала клеща. Опасное насекомое впилось в ухо собаки, и один из инженеров аккуратно снял кровососа с любимой Сосиски.