Сегодня приоритетом для высшей школы и для страны в целом стала подготовка кадров для высокотехнологических отраслей.
Напомним, в этом году незадолго до старта приема было принято решение перераспределить большинство бюджетных мест в вузах на инженерные специальности.
По ним в 2023 году в общей сложности установлено более 246 тысяч мест - это почти 40 процентов от общего количества.
По 23 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки" сделана корректировка. Мест стало на тысячу больше.
Сокращение мест произошло в бакалавриате, а увеличение - в специалитете и магистратуре.
Больше всего прибавили по "информатике и вычислительная технике" и "информационной безопасности"
Как отметили в Минобрнауки, такая корректировка за несколько месяцев до старта приемной кампании не привела к дефициту абитуриентов по приоритетным направлениям: у выпускников школ наибольшей популярностью как раз пользуются специальности в области информационных технологий, где и случился наибольший прирост мест.
Как рассказали "РГ" в министерстве, чтобы достичь здесь успеха, необходимо синхронизировать подготовку в вузах с обучением в школах, сделать обучение будущих инженеров на пути "школа - вуз" непрерывным.
И план, как это сделать, уже есть.
В первую очередь - развивать в школах инженерные классы.
В 2022 году в регионах России открылось 126 таких классов по профилю авиа- и судостроения. Для школьников предусмотрены внеурочные занятия, экскурсии в лаборатории и на производство, соревнования, научные конференции. К проекту активно подключаются и вузы, и профильные компании.
Задача инженерных классов - сформировать у школьников интерес к техническим навыкам, сделать переход из школы в вуз плавным и подготовить ребят к вступительным испытаниям в университеты.
Почему это важно? Итоги приемной кампании 2022 года показали: все меньше выпускников сдают ЕГЭ по физике, и средний балл по этому предмету, увы, снижается. В списке популярных ЕГЭ по выбору физика сползла на шестое место.
Также в планах - переподготовка учителей по естественно-научным предметам, усиление профориентации, и корректировка количества сдаваемых ЕГЭ, которые нужны для поступления на инженерные направления.
Один из обсуждаемых вариантов - ввести три обязательных экзамена: физику, профильную математику и информатику. Это может повысить качество приема в вузах технического профиля, хотя в Минобрнауки отметили, что в первый год нововведения возможно некоторое снижение числа абитуриентов.
Также обеспечить оперативное обучение в России инженеров новой формации призван проект "Передовые инженерные школы". Такие школы уже созданы в 30 вузах России для обучения по программам магистратуры.
В 2023 году будут отобраны еще 10 участников проекта.
Всего в передовых инженерных школах уже учатся около 2,4 тысяч человек, первые специалисты закончат обучение уже в 2024 году. Они будут решать нестандартные задачи в области биотехнологий, машиностроении, авиации, космоса, медицине.
Объем средств, привлеченных передовыми инженерными школами на исследования и разработки в интересах бизнеса на период в 2024 году, составит более 8,5 миллиардов рублей.
- Проект не сводится только к подготовке инженеров. В вузах открываются и еще будут открыты новые программы по различным направлениям, дополнительные образовательные программы, программы подготовки научных кадров, повышения квалификации и так далее, - отметили в Минобрнауки России.
У каждой передовой инженерной школы есть индустриальные партнеры. Сейчас это более 150 компаний, среди которых - ПАО "Камаз", Роскосмос, Алмаз-Антей, Сибур, Газпром нефть и другие.