В кукольных образах предстают императоры и императрицы, члены их семей, а также персонажи, без которых история Дома Романовых была бы неполной. В результате в небольшом зале старинного особняка Поклевских-Козелл свысока посматривают друг на друга Елизавета Петровна и две Екатерины II, Михаил Федорович, несколько Петров Великих, Павел I в разных воплощениях, Александр I с супругой и Николай II с семейством. Княгиня Дашкова склонилась над книгой, парочка демонических Распутиных с удвоенной энергией обдумывает свои темные делишки, а с красавицей Зинаидой Юсуповой (винтажный плюш, опилки, хлопок, бисер, стразы) по воле автора и вовсе приключилось странное: стала она неведомой зверюшкой в кокошнике а ля-рюсс. Ну, вот художники - они так видят иногда.
И все же большинство мастериц создавали кукол с любовью и почтением к их прототипам, со знанием дела: тут и портретное сходство, и мельчайшие детали костюма, и понимание исторического контекста. Поэтому приковывает взгляд, например, "Маленький Павлуша, Павел I" - царственный ребенок с игрушечной лошадкой и недетским выражением лица, за эту работу Елена Новицкая из села Долгодеревенское Челябинской области получила гран-при.
А я хочу воспользоваться служебным положением и рассказать об одной кукле, которая очаровала не только меня, дилетанта, но и министра культуры Свердловской области Светлану Учайкину, а уж она-то, много лет проработав директором кукольного театра, в куклах разбирается профессионально. Покорила нас особа вида нецарственного: бабушка с лучистыми зелеными глазами и добрейшей улыбкой на морщинистом лице - кормилица Александра III Екатерина Лужникова. Ее создала сотрудница Уральского филиала "Российской газеты" Татьяна Малицкая и заняла первое место в номинации "Дебют".
- Я долго придумывала, какую куклу сделать для выставки, - признается коллега. - Императора? Как-то неудобно потом его поселить дома на полке. Распутина? А зачем он мне дома с такой сомнительной энергетикой. И тут нашла сюжет с русскими кормилицами, которые зачастую для императорских младенцев были ближе родных матерей, ведь именно с ними дети проводили большую часть времени Все сразу встало на свои места. Особенно вдохновила меня история Лужниковой, с которой до самой ее смерти Александр III сохранял добрые отношения.
Теперь Екатерину Лужникову ждет выставка, обещанная лично министром культуры, а Татьяну Малицкую - мастер-класс известного художника по куклам в Санкт-Петербурге, потому что она намерена осваивать творческие тонкости и создавать новых "человечков", которых при этом ни дарить, ни продавать не собирается - они же свои, родные.