И бывает такой день, как этот.
Мы в Луганской Народной Республике - нашей. И город Стаханов уже как родной. На фасаде жилого дома от первого этажа до пятого изображено родное лицо. Мелкой мозаикой выложены большие глаза и крепкие плечи Стаханова. Его рекорд по норме добычи угля в СССР никто так и не побил, как никто так и не победил город, названный в честь шахтера.
За Стахановым вдаль уходит линия электропередачи. На участке Михайловка - Стаханов ведутся работы по разминированию. Склон уходит круто вниз, в высокой траве трудно и опасно передвигаться. Шесть человек группы разминирования и журналист пошли по проверенной от мин тропе. Каждый лишний гражданский - для саперов большая ответственность. Журналист "РГ" только мешается под ногами саперов, так и норовит на мину наступить, на подлую украинскую.
- Мины срабатывают "на нажим", или ставят растяжки, - предупреждает командир группы с позывным "Тайфун".
Местность на наличие взрывоопасных предметов уже проверена саперами - справа и слева на 20 метров от линии электропередачи. Неразорвавшиеся части украинских снарядов лежат не здесь, а предположительно на другом холме. Не сработали по разным причинам - либо бракованные, или не хватило оборотов, чтобы взрыватель сработал на месте.
- И если его чуть-чуть повернуть или наклонить, он рванет. Снаряды осторожно перемещают или уничтожают на месте. Командир группы каждый раз принимает решение, что делать, - рассказывает Тайфун.
Идти пешком тяжело и жарко - и мне, в редакционном бронежилете и каске, и саперам. У них полное снаряжение - новый костюм ОВР версии 2-02. Когда очень жарко, внутри него включается система охлаждения. Но и вес бронезащиты, соответственно, 30 килограмм. Плюс автомат - итого килограмм сорок. Но вес распределяется равномерно, и застежки фиксируются, чтобы к телу прилегал плотнее. На бронешлеме установлены защита слуха, фонарь и камера для видеосвязи, а лицо сапера защищает прозрачное пуленепробиваемое забрало.
Группа разминирования №3 Международного противоминного центра Вооруженных сил РФ в полном составе. Приехала сюда недавно. Очисткой местности от взрывоопасных предметов в холодное время года в этих широтах не занимаются. Если мина залегла в снег и мерзлую землю, ее уже не достать. Зимой саперы работали в другом климатическом и часовом поясе: с ноября 2021 года проводили гуманитарное разминирование в Лаосе и очистили более 3,5 гектара его территории. "Это последствия американских бомбардировок, осуществленных США в ходе войны во Вьетнаме в 1964-1973 годах", - уточнили в Минобороны России. В лаосской земле до сих пор скрыты опасные боеприпасы - от кассетных шариков размером с теннисный мяч до авиационных бомб выше человеческого роста. Сложности разминирования в Лаосе связаны с жарким климатом, наличием тропических лесов и ядовитых змей.
Случается, дети, мальчишки поднимают с земли опасные "блестяшки". Чтобы их уберечь, в Министерстве обороны отдельно брошюру выпустили - информационный комикс, рассказывающий о работе саперов и замаскированных взрывоопасных предметах на освобожденных территориях. Не следует поднимать посторонние вещи, все может быть заминировано - игрушки, одежда и даже продукты. Саперы проводят в школах инструктаж по технике безопасности.
Проходим участок за участком. Кузнечики стрекочут и прыгают в высокой траве по пояс. Миноискатель ИМП-3 насекомых не ловит, но обнаруживает мины, снаряды и другие металлические предметы на небольшой и средней глубине. Даже в густой растительности. Здесь проверили - мин нет.
Работа такая: каждый день на свежем воздухе, только загар в бронекостюмах ложится неровно. Все прошло гладко, журналист не помешал работе саперов. И теперь мы знаем немного больше о ней.