"Мы очень ценим верных поклонников "Спасской башни" и хотим привлечь на фестиваль новых ценителей музыки, - рассказал журналистам музыкальный руководитель фестиваля, главный военный дирижер, генерал-майор Тимофей Маякин. - Подготовка ведется тщательная, ведущие музыкальные коллективы Минобороны практически год готовят свои программы, чтобы удивить и восхитить зрителей".
Места выступления остались традиционными: Красная площадь у Спасской башни Кремля, которая стала символом фестиваля и дала ему название, а также ВДНХ, парки и вокзалы Москвы.
Важная деталь: упомянутые 700 военных музыкантов - это только участники от Минобороны РФ. Будут оркестры и от других силовых структур, роты почетного караула, казаки, кремлевская кавалерия, гражданские вокалисты, танцоры и музыканты, а также артисты из других государств.
В фестивале примут участие следующие коллективы Минобороны: Центральный военный оркестр, Военный образцовый оркестр Почетного караула, Военный оркестр 154-го отдельного комендантского Преображенского полка совместно с ротой Почетного караула, 23-й военный оркестр Западного военного округа, Военный оркестр войсковой части 51618.
Морскую тематику представит Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ имени Римского-Корсакова. Битву за овации зрителей развернет Ансамбль песни и пляски ВДВ совместно с ротой почетного караула РВВДКУ имени генерала армии Маргелова и Сводным оркестром ВДВ.
Наравне с ведущими "взрослыми" коллективами на брусчатку Красной площади выйдут Оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова и воспитанницы Пансиона Минобороны. Как подчеркивают организаторы, "любимцы публики всегда добавляют в свои выступления юношеский драйв и трогательную романтику".
Учитывая акцент грядущего фестиваля на отечественной военной музыке, "РГ" подготовила небольшой исторический экскурс.
История военных оркестров уходит в древность, время появления первого музыканта на войне невозможно определить. Но как структура военно-оркестровая служба Российской империи была создана 19 февраля 1711 года. В этот день Петром I был подписан указ о "Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям". В каждом пехотном полку предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в каждом полку имелись 16 барабанщиков, но они не были музыкантами в современном понимании - командиры через них управляли боем.
Интересно, что тогда же часто использовался такой непривычный сегодня термин, как "военные хоры".
Российская армия отмечает и более современную дату создания военно-оркестровой службы - 1921 год. 1 августа того года был учрежден отдел Штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) по управлению военными оркестрами.
В книге "Военно-оркестровая служба Вооруженных сил Российской Федерации. 100 лет" под общей редакцией генерал-майора Маякина содержатся интересные факты. В 1880 году Россия занимала лидирующее место по количеству штатных военных оркестров армии и флота среди ведущих европейских держав. А именно: Германия - 352 оркестра, Франция - 204, Австрия - 185, Англия - 175. Казалась бы, музыкальная страна - Италия, но у нее был только 81 оркестр. А в России таких коллективов насчитывалось 500. И это нельзя списать на численность личного состава: наша армия тогда имела 790 тыс. штыков, Франция - 540 тыс., Германия - 430 тыс.
Перед началом Первой мировой войны в России было 589 военных оркестров, в которых служили 18 тысяч музыкантов. К окончанию Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 1180 штатных военных оркестров.
Кстати, упомянутая книга "Военно-оркестровая служба Вооруженных сил Российской Федерации. 100 лет" была выпущена небольшим тиражом, что сделало ее раритетом, но в распоряжении "РГ" она есть. Вот еще несколько фактов из этого издания. Все представители династии Романовых получали музыкальное образование, и все российские императоры XIX-XX веков обучались игре на духовых музыкальных инструментах. Император Александр II был увлечен игрой дворцового духового оркестра, играл в нем на тромбоне. Александр III прилично играл на флейте, кларнете, корнете, тромбоне и геликоне. Есть фотография 1912 года: Николай II с военным оркестром яхты "Штандарт".
В советское время были генералы и маршалы, виртуозно владевшие гитарой, балалайкой и гармонью. Маршал Михаил Тухачевский, большой поклонник Бетховена, играл на скрипке и умел сам изготавливать этот музыкальный инструмент.
Или еще факт: при Петре I в военно-музыкантские школы набирали солдатских детей. В 1930-х годах петровский опыт использовали: в такие школы на базе стрелковых полков набирали способных к обучению беспризорников. Подобную практику продолжили и весной 1942 года в Москве, Ленинграде, Воронеже и Одессе: детей-сирот учили на военных музыкантов. А еще - в 1943 году на базе детских домов в Москве, Уфе, Новосибирске, Свердловске, Иркутске и Хабаровске открылись школы военно-музыкантских воспитанников.
По понятным причинам музыканты прошлых поколений не отваживались на необычные эксперименты. А вот современные военные музыканты регулярно удивляют зрителей. Так, например, у оркестра ВДВ есть шикарный балет. Суворовцы на "Спасской башне" готовят фантастические программы с пиротехникой, а Центральный военный оркестр выступал с лидером Rammstein. Рок, джаз, тяжелый металл... Чем участники "Спасской башни" удивят зрителей на этот раз — узнаем 25 августа, на генеральной репетиции вечерней программы фестиваля.