Валюты недружественных стран еще в феврале 2022 года занимали наибольшую долю в оплате российского экспорта - почти 86%. На рубль приходилось только 13% расчетов. На прочие валюты - менее 1%. При этом показатели оставались на тех же уровнях с января 2019, следует из приведенных Центробанком данных. За год ситуация сильно изменилась. Доля рубля уже в мае этого года составила 39%, недружественных валют - всего 34%, а прочих, среди которых юань, рупия и дирхам, - 27%.
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая рассказала "РГ", что такие изменения стали следствием разрыва прежних экономических связей России с западными странами из-за санкций и геополитических разногласий. По ее словам, ограничения и проблемы с международными платежами вынудили российский бизнес уйти от использования доллара и евро в пользу рубля и "дружественных" валют.
"Резко сократилась доля основного внешнеторгового партнера России - ЕС, а платежи за оставшиеся поставки газа недружественным странам были переведены на рубли", - добавила она.
Самые большие изменения пришлись на конец весны-начало лета 2022. Тогда доля рубля во внешнеторговых операциях по экспорту увеличилась почти в два раза, а "токсичных" валют (доллара и евро) в структуре внешнеторговых операций постепенно снижалась. По данным ЦБ, рубль стал основным при оплате российского экспорта в странах Азии (36,3%), Океании (47,2%), Европы (49,8%), и Карибского бассейна (50,5%).
Например, в Азии позиция "недружественных" валют в оплате российского экспорта с 80% в феврале 2022 года снизилась до 30% в мае 2023. Доля рубля увеличилась до 36% - в 2 раза, юаня и прочих валют - в 16 раз, указывается в статистике. Ведущий аналитик "Открытие Инвестиции" Андрей Кочетков полагает, что пока сложно дать точную оценку дальнейшего роста доли российской валюты. Однако уже сейчас можно смело говорить о том, что рубль повысил свой статус в качестве торговой, отметил эксперт. Внешние партнеры делают закупки в России без конвертации, а это, по словам Кочеткова, в перспективе должно иметь стабилизирующий эффект на курс рубля.
По данным ЦБ, общая доля российской и "дружественных" валют в расчетах за экспорт впервые превысила доллар и евро в сентябре 2022 года. В мае этого года она составила ровно 66%.
Что же касается импорта, то доля рубля в этих операциях остается в пределах 28-32% с начала 2019 года. Однако в структуре валют наблюдается тенденция на замещение "токсичных". Доллар и евро постепенно теряют преимущество, и их место занимают юани, рупии и дирхамы, следует из данных. Например, доля валют дружественных государств при оплате импорта выросла с 4,3% в феврале 2022 года практически до 34% в мае 2023 - в 8 раз.
По мнению Беленькой, переход на рубли во внешних расчетах снижает зависимость российской внешней торговли от западных санкций. Однако есть и обратная сторона, считает эксперт.
"Структура импорта изменилась не так сильно - в ней доля рубля сейчас составляет лишь около 30% (примерно столько же было и в феврале 2022 года), доля недружественных валют немногим менее 40%, а дружественных - около 1/3. Иными словами, компании, поставляющие в Россию товары и услуги, не готовы принимать рубли в оплату в той мере, в которой они поступают по экспорту. То есть при избытке рублей складывается дефицит других валют", - объяснила эксперт.
Из-за того, что за параллельный импорт нельзя расплатиться юанями и рублями, появляется и нарастает дефицит твердой валюты (валюта со стабильным курсом, в отношении которой в обозримом будущем обесценивание не ожидается, - прим. "РГ"). Это, в свою очередь, негативно сказалось на биржевом курсе рубля даже при росте цен на нефть, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам".
"Кроме того, спрос на твердые валюты (доллары и евро) предъявляют и население, увеличившее более чем в 2 раза с 1 февраля 2022 объем депозитов в банках-нерезидентах, и бизнес, в том числе нерезиденты, уходящие из России", - подчеркнула она.
Дефицит притока такой валюты через экспортную выручку является одним из факторов ослабления курса рубля - примерно на 30% с начала года, говорит эксперт. Напомним, что продажа валютной выручки экспортерами при растущем спросе сократилась на 22,9% по итогам июня. На это указал Центробанк в июльском отчете.
Общая доля рубля и "дружественных" валют при оплате импорта начала преобладать над "токсичными" уже в ноябре 2022 года, тогда как в феврале она составляла 34%, показывает статистика. В мае 2023 года соотношение изменилось - 64,1 против 35,9%.