Компьютер грозит мировому кино глубокой заморозкой
Кинокритик Валерий Кичин: Впервые за многие десятилетия Голливуд практически парализован забастовкой
Сергей Куксин/ РГ
Впервые за многие десятилетия Голливуд практически парализован забастовкой членов актерской Гильдии, включая первых звезд. Марк Руффало, например, недавно в соцсетях обрушился на голливудских толстосумов за то, что они больше не ценят актерский труд. С начала мая бастуют и сценаристы: и те, и другие требуют увеличения базовой заработной платы и гарантий, что их искусство не заменит искусственный интеллект.

Это не каприз и не пустые слова. Массовый зритель уже давно наблюдает превращение одного из самых развитых и глубоких искусств в компьютерный аттракцион: исследование человеческих натур сменилось утехой для глаз и тренировкой зрительских нервов, совместное размышление в кинозале - ездой на парковых "американских горках".

В интернете бродит 12-минутный фильм The Frost ("Мороз"), где каждый кадр целиком создан искусственным интеллектом - очень странный рассказ о вымерзающей Земле, о корчащихся от холода людях. Эти люди пугающе похожи на настоящих героев типового "фильма катастроф", но все они искусственно анимированы на основе фотоизображений. Сценарный план был написан человеком - исполнительным директором снявшей фильм компании Джошем Рубином, на его основе компьютерная программа DALL-E 2 создала изображения, а инструмент искусственного интеллекта D-ID их "оживил", заставил глаза и губы двигаться - правда, иногда невпопад, но лиха беда начало.

Этот фильм-эксперимент, по большому счету, немногим уступает по способности устрашать и держать напряжение типовому современному триллеру, а фотоизображения, анимированные компьютером, могут соревноваться со средней руки актером, играющим очередную штамповку. Штамповка, стандарт, матрица - то, что лежит в основе такого компьютерного творчества, но у метода есть свойство быстро и непредсказуемо развиваться.

Напомню недавнюю новость из практики нашего кинопроизводства: канал СТС снимает первый российский комедийный сериал по сценарию, созданному нейросетью. Она сконструирована студентами образовательной платформы, но обучение свое прошла не на фильмах Чаплина, а на комедиях СТС, что не вселяет больших надежд. В результате нас ждет ситком "Сидоровы" - "история среднестатистической семьи Сидоровых, которые ругаются, шутят, решают бытовые проблемы, но в какой-то момент подмечают, что они не могут покинуть картину и постоянно слышат закадровый смех". Интересно, что один из актеров ситкома Георгий Дронов делился опасением, что искусственный интеллект может лишить его работы: "Продюсеру удобнее - купил программу, запустил ее и работаешь. Актеры-роботы не капризничают, кормить их не надо, да и рабочий день у них может быть по двенадцать часов в сутки".

Такие опасения возникли еще в самом начале века: актерская братия заговорила о том, что цифровые герои могут стать выразительнее живых. Уже тогда никого не удивляло, что Фред Астер в рекламном ролике танцевал с суперпылесосом-99, Мэрилин Монро признавалась в любви к "Шанель № 5", а Джон Уэйн восхвалял новые сорта пива. Тогда же прошелестело известие, что умершая в 1992 году Марлин Дитрих подписала новый контракт на ближайшие 300 лет. Внук актрисы Питер Рива обещал вернуть "голубого ангела" в строй действующих киноактрис. Тогда же на конференции по компьютерной графике в Лос-Анджелесе показали полуминутный ролик "ожившей Дитрих", - его создание заняло 10 недель

Лаборатория Virtual Celebrity Productions в Лос-Анджелесе ведет работы по цифровому "клонированию" звезд, сводивших с ума поколения, прогнозируя времена, когда "Оскар" за лучшее исполнение роли достанется компьютеру! Впрочем, и это уже не фантастика: в 2000 году компьютерные "артисты" фильма "История игрушек-2" действительно отобрали "Золотой глобус" у Джима Керри. Цифровые создания давно уже играют главные роли в самых кассовых фильмах от "Звездных войн" и "Властелина колец" до "Аватара".

Стали рутиной размноженные компьютером толпы на экране - актеры массовки больше не нужны. А в фильмах уровня "Ледяного сердца" игра цифровых героев уже не менее выразительна, чем живых. В Бельгии разработана система сенсорной проекции, позволяющая переводить снятое на пленку лицо актера в трехмерную компьютерную модель. Берется старый фильм с участием Марлен Дитрих. Через систему сенсорной проекции проходит кадр за кадром, и внутри каждого производится более 5 000 замеров. В секунду на экране проходят 24 кадра - можно представить масштабы такой работы. Но таким образом Марлен Дитрих сможет надеяться на новую роль. В партнеры ей можно пригласить американца Бастера Китона, француза Жерара Филипа и итальянца Тото. Такой увидел ситуацию директор по развитию студии Барнабас Такакс.

Впрочем, идея поручить дигитальной Дитрих главную роль в новой мелодраме многим не показалась удачной. Вряд ли компьютер когда-либо сможет передать живую энергетику, загадочность и чувственность, которыми наделяла свои создания актриса. Компьютер всегда останется машиной, а человек всегда будет непредсказуем.

Голливудские забастовщики справедливо говорят, что во всем этом есть серьезное нарушение их прав: люди жизнь посвятили искусству, и никто не смеет что-либо добавлять к созданному ими. Компьютер может помочь актеру спрыгнуть со скалы в пропасть, сразиться с призраком или пройти в четвертое измерение, но он не сможет заменить живую эмоцию и свойственный человеку темперамент. Цифровой "шахматист" может обставить гроссмейстера, но ему не удастся передать нам свое торжество, радость, ликование. А искусство, в отличие от голой, пусть очень умной, но цифири - это мир страстей. Да и компьютер такая хитрая штука: что в него заложишь - то и получишь.

Валерий Кичин
кинокритик
Поделиться