Поделиться

    Российское звуковое оборудование становится конкурентоспособным

    Концерты, театры, выставки, спортивные соревнования, форумы, заседания - сложно представить сегодняшний мир без звукового оборудования. До недавнего времени его значительная часть приходилось на производителей из США и Европы. После введения западных санкций официальные поставки оборудования в Россию прекратились. Что же сегодня происходит на этом рынке?

    Настройки звука

    - Мультимедийные технологии широко используются во всех сферах жизнедеятельности: образовании, культуре, здравоохранении, общественной безопасности, бизнесе, государственном и муниципальном управлении - и являются одним их приоритетных направлений в программе импортозамещения, - напоминает Алексей Власов, коммерческий директор компании "Сонорусс", специализирующейся на производстве профессионального электроакустического оборудования "Аврора". - После 2022 года ушли все ведущие иностранные игроки, занимавшие лидирующие позиции на рынке мультимедиа многие годы. Так что вопрос импортозамещения и собственного производства в области мультимеда является темой стратегической, более чем актуальной и, к сожалению, проблемной.

    - На развитие креативной экономики и рентабельность ивент-индустрии в России сегодня влияет ситуация с дефицитом студийного оборудования, радиосистем и микрофонов для технического сопровождения концертов и обеспечения творческих площадок, - поясняет, в свою очередь, генеральный директор R&D-центра "Октава Дизайн и Маркетинг" Любовь Стальнова. - Это отражается на представителях культуры и на обслуживающих подразделений: звукорежиссерах, продавцах и прокатчиках оборудования для организации концертов и развлекательных мероприятий. В той же ситуации сейчас оказалось обеспечение техникой профильных творческих вузов и школ искусств, ключевых культурных площадок.

    На старых дрожжах

    Рынок потребителей звукового оборудования можно разделить на два основных сегмента. Первый - массовое потребление и объекты, где звук играет техническую роль и к его качеству нет серьезных требований. Второй - профессиональная сфера, где звучание - ключевой момент.

    - Что касается озвучивания коммерческих объектов, торговых центров, транспортной инфраструктуры и других мест, где звук выполняет скорее техническую и информационную функцию и где к качеству нет серьезных требований, то задачи в целом решаются - в основном за счет европейских производителей с производством, локализованным в Китае, или непосредственно китайскими производителями. Средний качественный уровень там реально является достаточным и в полной мере закрывает необходимый функционал, - поясняет Алексей Власов. - Более сложный вопрос с объектами, где звук является узловым элементом, там, где к качеству звука предъявляются повышенные требования. К таковым можно отнести объекты культуры - театры, концертные залы, кинотеатры, музейные комплексы, культурные пространства, спортивные, актовые залы и ДК. Там необходим качественный уровень, поскольку есть жесткие требования. В этом сегменте ситуация обстоит куда сложнее. Здесь до последнего будут изыскивать все возможности, чтобы получить райдерный, надежный аппарат. И только в последнюю очередь, когда все варианты будут исчерпаны, взор будет обращен на внутренний либо на китайский рынки.

    Это подтверждает и один из практикующих звукорежиссеров, работающий со многими известными артистами, Валерий Никифоров.

    - Китай с позиций звука не рассматривается. Там, где работают профессионалы, китайского оборудования не было никогда. Высокотехнологичному оборудованию замены просто нет, - считает Валерий.

    Ситуация с дефицитом студийного оборудования, радиосистем и микрофонов влияет на развитие креативной экономики и рентабельности ивент-индустрии

    По его словам, сегодня профессионалы работают в основном на оборудовании, которое было закуплено раньше. Ситуация усложняется еще и тем, что европейские и американские компании, ушедшие с российского рынка, удалились вместе с гарантийными обязательствами. А любая техника периодически требует ремонта.

    - В России всегда были мастера, способные делать качественный ремонт. Но где брать запчасти? Это системная проблема: надо развивать производство чипов и прочих кирпичиков, - уверен Валерий Никифоров.

    Есть российские производители усилительных блоков, микропроцессоров, но, как пояснил Алексей Власов, в текущих реалиях доступ к ним ограничен: многие производители сейчас заняты гособоронзаказом.

    - Что касается парка оборудования, который есть у прокатчиков, ситуация динамична, - продолжает Власов. - Люди привыкли к оборудованию, с которым работают. Оно поддается ремонту. Но оригинальность со временем размывается: сначала ремонт из оригинальных частей, потом поставили реплику. Если ничего не изменится, плавно и неспешно ситуация будет двигаться в сторону, когда корпуса и решетки будут фирменными, а все, что внутри, превратится в какой-то микс. Вода на мельницу российского производителя: зачем использовать старый райдер, когда можно использовать понятный российский продукт.

    Пока же, по мнению экспертов, ситуация уходит в серую зону. А это удорожание и риск, что люди просто не пойдут из-за этого на концерт. Как в свою очередь отмечает Любовь Стальнова, при параллельном импорте стоимость западных микрофонов выросла на 40-60 процентов.

    - Импортное оборудование еще остается у прокатчиков, но для крупных проектов его теперь заказывают заранее, что повышает стоимость аренды. В результате цены на техническое сопровождение концертов за полгода увеличились на 20-30 процентов, - уточнила эксперт.

    В своем отечестве

    Несколько лет назад правительство РФ приняло стратегию развития музыкальной индустрии. Производители отмечают, что со стороны государства есть комплекс мер поддержки отрасли. Это и преференции на конкурсных процедурах, и гранты, и налоговые льготы.

    "Интерес к российскому оборудованию вырос, но в целом кардинальных изменений в продажах, к сожалению, не наблюдается. Доля российского звукового оборудования в целом, включая устройства для домашнего использования, составляет менее пяти процентов, - пояснили в Национальной ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования "МИР-МИО". - Однако существуют примеры удачной интеграции российских брендов: стадионы в Ростове, Самаре, Калининграде, Саранске, а также стадион "Лужники" были оборудованы акустическими системами Universal Acoustics в рамках чемпионата мира - 2018. Также недавно компания оснастила звуком Ледовый дворец "Кристалл". Российские микрофоны "Союз" работают в студиях продюсеров Пола Маккартни, Тейлор Свифт, Адель, Арианы Гранде и других звезд с мировым именем, а в России их микрофоны используют Новосибирский театр оперы и балета, Москвариум, звукозаписывающая студия "PoliceRecords" в Смоленске".

    Для улучшения ситуации на рынке ассоциация при поддержке Минпромторга России работает с торговыми сетями электроники, занимается распространением каталогов продукции по государственным заказчикам. Запущен портал о музыкальном образовании, отечественных инструментах и звуковом оборудовании - Музклассы.рф. Задача портала - познакомить и объединить в одном поле интересы трех сторон: потребителей, музыкальных образовательных учреждений и отечественных брендов.

    В ассоциации уверены, что продукция отечественной музыкальной индустрии способна оказать конкуренцию зарубежным аналогам. Уже существует большой опыт практического применения российских акустических систем и микрофонов на фестивальных и выставочных мероприятиях. Примеры этого года - "Дикая мята", Грушинский фестиваль, SunSpirit, "Сказка-8: Красота" и другие. Оценили отечественную продукцию и профессионалы. Так, акустические системы "Аврора" Валерий Никифоров назвал "импортозамещением на 100 процентов". По его словам, в России есть хорошие разработки, есть талантливые инженеры, есть серьезные подвижки, есть хорошие результаты, но нет массовости. А звукорежиссер Тульского академического театра драмы Евгений Овечкин высоко оценил прошлогоднюю новинку "Октавы" - цифровую беспроводную вокальную систему OWS-U1200H.

    Прокат и райдеры

    "Негативным фактором для развития российского рынка отечественного звукового оборудования стало нежелание использовать его прокатными компаниями, - отмечают в Ассоциации "МИР-МИО". - У музыкантов есть райдеры, в которых практически не присутствует российское оборудование. В основном такая практика появилась из-за райдеров зарубежных музыкантов, в которых было указано только импортное оборудование. Для российских производителей крайне важно попадание в концертные райдеры, а также в ассортимент прокатных компаний. Это крупный рынок сбыта и поле для продвижения продукции в профессиональной среде".

    Одним из возможных решений проблемы может стать обязательное использование российского оборудования при проведении государственных мероприятий. Это может повысить интерес к отечественным системам у прокатных компаний и привести к уменьшению зависимости от оборудования из стран, установивших ограничения на поставку звукового оборудования в РФ, считают в "МИР-МИО".

    Справка "РГ"

    По данным Минпромторга РФ, по состоянию на 2022 год объем рынка звукового оборудования составил 66 миллиардов рублей, что на 30 процентов ниже показателя предыдущего года. В этом объеме российское производство составляет всего 1,7 миллиарда рублей. Объем импорта составляет 664 миллиона долларов США. Есть и экспорт - за прошлый год он составил 3,27 миллиона долларов.

    Поделиться