Поделиться

В Белгородской области предприятия восстанавливают свою деятельность

Ситуация в приграничной Белгородской области, особенно в Шебекинском городском округе, заставила региональные власти задуматься о кадровом голоде региональных предприятий. Причин для отъезда молодых и трудоспособных белгородцев несколько: это и неспокойная обстановка, и дистанционное обучение школьников, и частные для каждой из отраслей экономики сложности. Чиновники признали, что показатели миграционной убыли населения с начала минувшего года выросли, однако критичными их не считают.

Школа и жизнь

Вопрос о массовом отъезде молодых белгородских семей, где супруги стабильно работают на благо региона, на минувшем заседании областной думы поднял митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Он рассказал, что как раз такие семьи идут к нему за благословением на переезд.

- Это в основном люди, которые очень четко платят НДФЛ, то, что идет в бюджет области, - отметил митрополит.

Кто же покидает Белгородскую область? Как правило, это семьи, где воспитываются маленькие дети. Ученики начальных классов не могут в полной мере освоить школьную программу на дистанционном обучении, и родители принимают тяжелое решение сменить место жительства. Особенно остро вопрос встает для тех семей, которым только предстоит отправить ребенка в первый класс. Мамы и папы отмечают, что стоят перед выбором: или самим выступить в роли педагога, что проблематично без должного образования и способностей, или платить немалые деньги репетиторам. Третий вариант - найти работу за пределами Белгородской области, решить вопрос с жильем и переехать - рассматривается как самый нежелательный, но порой неизбежный.

Митрополит Иоанн запросил у чиновников и депутатов статистику - и по выехавшим семьям, и по суммам предполагаемых налоговых потерь в результате смены их места жительства. Он же попросил власти задуматься о том, как остановить миграционную убыль в регионе.

- Может, нужно создать льготные условия для предприятий, которые находятся в зоне ЧП? - предложил он. - Я думаю, что это хоть немного прекратило бы утечку налогоплательщиков из нашей родной Белгородчины.

При этом митрополит Иоанн сделал акцент на отъезде не просто сотрудников предприятий, а квалифицированных специалистов. Он привел статистические данные, согласно которым в промышленном центре региона - городе Старом Осколе - не хватает 3,5 тысячи высококлассных рабочих и еще 1,5 тысячи - инженеров, при этом миграционные показатели свидетельствуют о том, что в город приехали пять тысяч человек, а уехали - на 1,5 тысячи больше.

- Но это общие цифры, - отметил он и предостерег от оценок на их основе: - Если считать, сколько приходится ВВП на одного человека, то Китай - самая бедная страна.

Показатель миграционной убыли в 11 тысяч человек при общей численности населения области в 1,5 миллиона критичным не выглядит

Председатель регионального Заксобрания Юрий Клепиков, разделяя озабоченность митрополита, попросил к следующей сессии представить доклад Министерства экономразвития региона о том, какие меры принимаются для стабилизации ситуации в области, в том числе для того, чтобы предотвратить отток квалифицированных кадров.

Впрочем, в правительстве области этот вопрос вынесли буквально сразу же на оперативное совещание.

Правда и статистика

В докладе о ситуации на рынке труда глава профильного министерства Елена Батанова представила данные не столько о миграционной убыли, сколько о ситуации с безработицей. Как и в стране в целом, белгородский рынок труда остается рынком соискателя: число вакансий почти в 25 тысяч позволяет каждому безработному делать выбор сразу из шести предложений. В правительстве региона подчеркнули, что уровень регистрируемой безработицы в нынешнем году снизился до 0,38 процента с прошлогоднего показателя в 0,42 процента, в то время как среднероссийский уровень составляет 0,7 процента.

И все же сложности остаются. По-прежнему острую нехватку кадров испытывают горно-металлургический кластер, АПК, строительная отрасль и обрабатывающие производства. Почти 4,5 тысячи вакансий открыто на промышленных предприятиях.

Тот факт, что миграционная убыль населения имеет место, Елена Батанова подтвердила статистическими данными. Так, с начала минувшего года из региона уехала 51 тысяча человек, а приехали 39,9 тысячи.

- Таким образом, миграционная убыль составила свыше 11 тысяч человек, - констатировала она.

Этот показатель при общей численности населения области в 1,5 миллиона не выглядит критичным, о чем и сказали чиновники областного правительства. Однако вопрос о том, какие именно люди покинули регион, где и кем они работали, остается.

В региональном Министерстве экономразвития поспешили привести свои данные о том, что работы для жителей и гостей региона в реальном секторе достаточно: инвестиционные проекты реализуются по плану, а ситуация остается пусть и сложной, но все же стабильной. Чиновники отмечают, что значительная часть вакансий на промпредприятиях возникла в связи с расширением производства.

В АПК число свободных рабочих мест тоже растет. Курирующая отрасль сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности замгубернатора Юлия Щедрина отметила, что, по последним данным, число вакансий в отраслях превышает 1,7 тысячи, и это несколько выше, чем в начале года, в том числе и по причине сезонности некоторых работ в сельском хозяйстве. Она отметила, что на свободные рабочие места в белгородском АПК претендуют в том числе мигранты.

Кривая идет вниз

И все же в общероссийской статистике белгородская ситуация привлекает к себе внимание взлетом кривой на графике вынужденного простоя предприятий. Елена Батанова отметила, что это лишь отражение обстоятельств, которые повлияли на работу всей экономики Шебекинского городского округа в начале июня и продолжают влиять до сих пор. Сейчас в самом городе и его окрестностях возобновили работу 14 крупных предприятий. По данным правительства, лишь один завод по производству лизина вывел только половину сотрудников, остальные сумели задействовать коллективы полностью, даже если пока и не вышли на прежнюю мощность производства.

Понемногу восстанавливают рабочий график и торговля, и сфера услуг, и часть социальной инфраструктуры, например медицина, соцобеспечение.

Но вопрос о том, кто будет трудиться в приграничье, все же остается. Глава региона Вячеслав Гладков поручил подчиненным мониторить ситуацию на рынке труда и напомнил главам районов, что зарплату им платят в том числе и за решение этих проблем.

Тем временем в том же Шебекино местные паблики продолжают публиковать массу приглашений на работу. География вакансий достаточно широка, как и их спектр. Промышленные предприятия со всей страны зовут квалифицированных рабочих и инженеров, предлагают переезд из индустриального Шебекино подальше от границы, обещают не только достойную заработную плату, но и служебное жилье, и даже компенсацию некоторых расходов на обустройство. Опытным инженерам звонят напрямую. Сотрудник одного из шебекинских заводов поделился с "РГ" собственной историей. Еще не отгремели оружейные залпы в обесточенном городе, как ему уже позвонили рекрутеры. Три предприятия предложили вакантные места. Самое близкое к региону - в Липецкой области.

Коренной белгородец признался: в один момент даже допустил мысль о переезде, ведь двое детей третий год учатся удаленно, жена нервничает из-за ситуации в целом, и перспективы в тот момент, казалось, здесь уже нет никакой. Но ни одно предложение принято не было: "Как подумал, что придется оставить друзей, родные места, ребят, с которыми мы столько сделали и пережили на работе, а главное - наш дом, что я сам строил... Так и отказался".