О том, что с этой территорией не все ладно, в регионе говорили давно. Участки то теряли защитный статус, то вновь приобретали его. Подобная неопределенность была и остается удобной ширмой для тех, кто хочет отдыхать и зарабатывать деньги в живописном месте, не соблюдая никаких ограничений.
В июле 2023 года очередной сигнал тревоги из заповедника поступил от пенсионерки, врача-эпидемиолога Елены Новоселовой. Она опубликовала в соцсетях кадры из урочища Кишкино с разными этапами установки глухого трехметрового забора. По словам женщины, ограждение полностью перекрыло людям доступ к ручью, впадающему в реку Курьяновку, и пруду общего пользования. Кроме того, трактор коммерческой организации проехал по участкам, где росли краснокнижные растения и находились посадки местных жителей: картошка, селекционные гладиолусы из ценной коллекции...
Новоселова пояснила, что возрождение урочища шло с 1992 года. На его землях устроены водопровод и канализация, разбиты огороды. "Жители Кишкино, и я в их числе, ежегодно высаживали дубы, липы, клены, редкие сорта орешника, пузыреплодника, бересклетов, жимолостей и других растений в память о подвиге советского солдата и офицера в годы Великой Отечественной войны. Именно здесь в 1941-1942 годах проходили тяжелые сражения Вяземского котла", - отметила Елена. В 2019 году, как выяснили обитатели урочища, участок земли был сдан в аренду невесть откуда взявшемуся хозяйству "Охотничьи традиции". Его база работает открыто, и приезжают туда вовсе не дачники.
Информацию о деятельности охотхозяйства и установке забора на пути к водоему в Кишкино изучили в смоленском управлении СК. Сделали вывод, что такое распоряжение землей заповедника повлекло за собой "существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства". Уголовное дело возбуждено по факту халатности, допущенной должностными лицами администрации области и органов муниципального контроля Вяземского района.
- На рассмотрении в органах прокуратуры имеется несколько обращений местных жителей по поводу деятельности охотхозяйств вблизи "Хмелиты". Идут проверки совместно со специалистами контролирующих органов. При наличии достаточных оснований будут приняты исчерпывающие меры реагирования, - сообщила "РГ" старший помощник прокурора Смоленской области Юлия Казакова.
Напомним, государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в Хмелите, старейшей из сохранившихся на Смоленщине дворянских усадеб, был создан в 1990 году постановлением Совета Министров РСФСР. Спустя восемь лет его земли отнесли к особо охраняемым природным территориям - ООПТ - постановлением администрации Смоленской области. Далее заповедник со всем имуществом передали в федеральную собственность.
- Таким образом, "Хмелита" - это и особо охраняемая природная территория площадью 24,6 тысячи гектаров, подведомственная региональному департаменту по природным ресурсам и экологии и ОГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области", и объект культурного наследия федерального значения, подчиненный ФГБУК и Министерству культуры РФ. Длительная переписка уполномоченных органов относительно этого двойственного правового статуса не привела к какому-либо результату. Между тем государственный кадастровый учет границ ООПТ, правовой режим и ограничения использования земельных участков в ее пределах не определены, что порождает угрозу для уникальных ландшафтов, - подчеркивал в интервью "РГ" прокурор Смоленской области Сергей Карапетян.
В 2022-м вяземская прокуратура подала иск, чтобы понудить областные власти и руководство заповедника разработать Положение о данной территории (где должен быть утвержден режим охраны, цели и задачи использования земель) и определить ее границы, которые за 30 с лишним лет так и не были поставлены на кадастровый учет. Пока вопрос рассматривали в суде, тогдашний смоленский губернатор Алексей Островский снял статус ООПТ с ряда участков, прилегающих к музею "Хмелита". Соответствующее постановление было вынесено в декабре прошлого года. А уже в январе суд отказал в удовлетворении требований прокуратуры.
Однако еще через месяц чиновники "включили заднюю" и возобновили действие постановления администрации региона 1998 года. В нем земли заповедника как раз признавались особо охраняемой территорией. Прокуроры же подали апелляцию в коллегию облсуда и в мае добились своего. Теперь у властей есть чуть меньше полугода на то, чтобы поставить границы "Хмелиты" на кадастр и прописать, как и для чего данная ООПТ может использоваться.