Между тем само появление такого ресторана, да еще в разгар экономического кризи- са, - завораживающая история, которая иллюстрирует, как масштабные экономические события в нашем обществе могут влиять на судьбу человека и открывать перед ним новые перспективы.
Площадь Свободы - самый центр Владикавказа, кроме Дома Правительства здесь находятся Верховный суд республики, Управление МВД города, военное училище и масса других административных зданий. А рядом - выход на набережную Терека и главный городской парк им. К. Л. Хетагурова. Словом, место проходное, перспективное и... дорогое. Полгода назад Георгий Валиев и Алан Джиоев даже подумать не могли, что откроют свой собственный ресторан, а тем более - в статусном доме. Но начали происходить события, в которых друзья увидели "окно возможностей" и без долгих размышлений им воспользовались.
Оба друга - профессиональные шеф-повара, уже успевшие поработать в разных регионах страны и набраться опыта. А неожиданной тенденцией, которая перевернула их жизнь и позволила открыть свой бизнес, стал рост туристического потока в республику. Есть интересная английская поговорка: "Прилив поднимает все лодки", и она хорошо отражает обстоятельства, в которых друзья решили действовать.
- Я работал шеф-поваром в разных городах России, в том числе в Москве, Краснодаре и Сочи, - рассказывает Георгий Валиев. - А мой товарищ, Алан Джиоев, пять лет трудился в лучших заведениях общепита столицы России, а потом на 1,5 года отправился в Словакию. На тот момент у нас было несколько интересных предложений - планировали открыть рестораны в Сочи, а возможно, уехать в Дубай. Но перед этим я на несколько месяцев вернулся в Осетию, проведать семью. И Алан тоже. И вот однажды мы были в спортзале и разговорились все вместе, с друзьями, о том, что хорошо было бы открыть ресторан и во Владикавказе. Мол, здесь сейчас наплыв туристов и от клиентов отбоя не будет. Я совершенно не ожидал тогда, что этот разговор перерастет во что-то серьезное... А потом вдруг нашлись инвесторы - владельцы известной в республике компании, мои друзья Сослан Джиоев и Давид Гиоев. И это был переломный момент.
По словам Георгия Валиева, быстро удалось отыскать и подходящее помещение, которое взяли в аренду. В том месте раньше был грузинский ресторан, и весь его интерьер сохранился. Площадь - всего 200 квадратных метров, в зале помещается только 13 столиков для гостей. Но под задачи нового заведения точка вполне подходила. В итоге судьбоносный выбор для Георгия и Алана был сделан - все остальные проекты они отодвинули на неопределенное время и остались во Владикавказе. Вышло так, что на малой родине перспектив оказалось больше, чем в любых других местах, даже за рубежом.
Около трех миллионов рублей друзья вложили в оборудование профессиональной кухни для ресторана. У них есть, например, термо-микс, в котором можно делать свое мороженое и щербеты, стоимостью 250 тысяч рублей, пакаджет - гомогенизатор для приготовления блюд (обошелся почти в миллион рублей) - и сосуд Диора (аппарат для работы с жидким азотом). Все это позволяет представить нестандартную подачу блюд. Самый простой пример - это съедобный "снег". Выглядит он именно так, как снег, и им можно красиво обложить яство, а вот по вкусу это - сливочный хрен, который из-за перепада температур только во рту раскрывает все свои нотки. Такое несовпадение вида и вкуса очень впечатляет.
Но, конечно, главной особенностью ресторана, который открыли Георгий и Алан, являются деликатесы со всего мира. Особенно большой упор сделан на морепродукты. В заведении есть даже собственный аквариум, где можно найти и морских ежей, и омаров, и гуйдуаков - двустворчатых моллюсков, и осьминога, и ту самую устрицу "Жилардо" - старейшую и непревзойденную по вкусовым качествам.
- За время работы в профессии у нас завязалось много связей не только с российскими, но и зарубежными ресторанами, - рассказывает Георгий Валиев. - Поэтому мы можем договориться, чтобы привезли практически любой ингредиент к блюду. Даже самый уникальный. Но справедливости ради, стоит сказать, что почти все заказываем из Москвы. Но цены ставим совершенно другие. Если в столице устрица "Жилардо" будет стоить порядка 1,5 тысячи рублей, то у нас - всего 700, то есть в два раза меньше.
По мнению Георгия, это более чем демократичные цены, да и средний чек в 1,5 тысячи за блюдо сложно назвать премиальным - но только если брать из расчета в среднем по России.
В Северной Осетии порядок доходов иной. Например, для жителей горных районов зарплата в 10 тысяч рублей является высокой, а средний уровень доходов для владикавказцев - 30 тысяч. Поэтому ресторан Георгия и Алана все-таки рассчитан на VIP-публику, с высоким для региона уровнем заработка. И на туристов.
По данным властей республики, в начале лета этого года регион отметился значительным увеличением турпотока по сравнению с предыдущим годом. Дальше рост только ускорялся. Гости из разных регионов страны буквально наводнили Осетию.
- Конечно, для работников турагентств и гостиниц, ресторанов и кафе сейчас напряженное, но успешное время, - говорит заместитель председателя комитета РСО - Алания по туризму Мадина Тебиева. - Можно прогнозировать, что к концу лета мы примем отдыхающих как минимум на 50 процентов больше, чем в 2022-м.
Глядя на развитие бизнеса Георгия Валиева и Алана Джиоева, видишь, что происходит. Первоначально сняв под ресторан лишь небольшое полуподвальное помещение, сейчас они переезжают в задние напротив Дома Правительства, где площадь их заведения составит уже 500 квадратных метров, да и количество посетителей намного увеличится.
Но даже на этом друзья не стали останавливаться и параллельно открыли во Владикавказе еще один ресторан совместно с группой инвесторов. Он получил название "Умани", что в переводе с японского языка означает "пятый вкус". Здесь предлагают гостям преимущественно кухню стран Азии, с которой они мало знакомы. Оттого и интерес к блюдам у посетителей не ослабевает.
Стоит отметить, что в обоих ресторанах подача каждого деликатеса превращается в настоящее шоу. Например, устрицу "Жилардо" приносят на блюде, вырезанном изо льда. При этом она "парит" над тарелкой, окутанная жидким туманом из сухого льда. Надо ли говорить, что посетители в восторге?!
По словам Георгия Валиева, вложения в бизнес пока еще не окупились, но в нулевую рентабельность они уже вышли, а сейчас работают с прибылью. Теперь, спустя некоторое время после открытия, предприниматель пришел к выводу, что Северная Осетия - хорошее место для ресторана. В республике много блюд колоритной национальной кухни, и творческий шеф-повар в каждое, даже самое известное и простое, блюдо старается добавить нотки Кавказа. Например, в салат из осетинского сыра и свежих овощей докладывают небольшое количество обжаренных в масле горных трав, которые раскрываются удивительно приятным ароматом. А в известное осетинское пиво добавляют корки ферментированных ананасов, в результате чего получается коктейль, не уступающий знаменитому южноамериканскому "Писко сауэр".