Как сказано в пояснительной записке, поправки призваны снизить отрицательные последствия от введения санкционных ограничений недружественными государствами в отношении РФ. Тарифные преференции (сниженные ставки экспортных пошлин) возможны при вывозе товаров в отдельные дружественные страны, а также страны, с которыми сейчас интенсивно развивается стратегическое торгово-экономическое и политическое сотрудничество. При этом преференции могут устанавливаться не больше, чем на полгода. На год возможно установление пониженных или нулевых пошлин на определенный объем товаров (тарифные квоты) для тех субъектов РФ, в отношении которых применяются ограничительные меры недружественных стран. Кроме того, квоты могут быть установлены для удаленных регионов.
Поправки согласованы с заинтересованными ведомствами и прошли правкомиссию по законопроектной деятельности. "Предлагаемые поправки призваны обеспечить гибкость реализуемой таможенно-тарифной политики. Сейчас создается правовая база для того, чтобы правительство РФ могло в индивидуальных случаях применять льготные режимы в отношении вывоза товаров из отдельных регионов, а также в отношении вывоза товаров в конкретные страны. Данный законопроект поддержит экспортеров из регионов, которые будут определены правительством позже", - пояснили "РГ" в Минэкономразвития.
Тем не менее, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве указывает, что в финансово-экономическом обосновании проекта нет информации о возможных выпадающих доходах федерального бюджета. Тем не менее, по информации Минэкономразвития, принятие этих поправок не потребует увеличения расходной части и не потребует сокращения доходной части бюджета. А оценка экономического эффекта будет проводиться на стадии подготовки решений правительства, сказано в пояснительной записке.
Основные вывозные пошлины применяются в России к нефти, нефтепродуктам, природному газу, зерну, растительному маслу, древесине, металлам, удобрениям, рассказала "РГ" руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. При этом она напоминает, что в результате налогового маневра экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны обнулиться с 2024 года. Экспортные пошлины на природный газ в этом году заложены в бюджет на уровне 1,7 трлн руб., но, по состоянию на 15 июля, по данным Электронного бюджета, план исполнен лишь на 14,2%. "Впрочем, это крупная статья доходов бюджета, поэтому вряд ли она попадет под обнуление пошлин", - полагает Беленькая.
По зерну, маслу, металлам и удобрениям возможны временные точечные снижения экспортных пошлин в борьбе за рынки, считает эксперт. Однако поправки Минэкономразвития предполагают, что правительство сможет устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин, отличные от базовых, максимум на полгода. А госпрограмма развития АПК финансируется из бюджета в целом, а не только за счет собранных экспортных пошлин, поэтому снижение пошлин ей не угрожает, делает вывод Беленькая.
В свою очередь, в Союзе экспортеров зерна считают, что вряд ли данная мера коснется пошлин на экспорт зерна или масличных культур. "В ситуации, когда сборы от пошлин стали основным источником финансирования программ господдержки АПК, это бы означало сокращение их финансирования", - поясняют там.
Предлагаемые меры, безусловно, нацелены на упрощение работы для экспортеров в условиях необходимости переориентироваться на новые рынки и поиска новых схем работы в области расчетов, считает руководитель центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. По сути, отмена или уменьшение экспортных пошлин при торговле с рядом стран напоминает режим "наибольшего благоприятствования", закрепленный соглашениями ВТО. Сегодня, на фоне роста курса рубля, экспортные пошлины на агротовары будут увеличиваться, демпфируя эффект для внутреннего рынка, говорит она.