Это выяснилось во время нашего контрольного заезда по маршруту Ростов - Мариуполь - Мелитополь - Геническ - Чонгар. "РГ" решила проверить, насколько удобен и безопасен этот путь.
В шесть утра выезжаем из Ростова по таганрогской трассе А-280. Дорога спокойная, часто встречается по пути дорожная техника: расширяют. Сворачиваем на Мариуполь. До него 172 км. Заметно прибавляется военных грузовиков.
До Мариуполя трасса замечательная: асфальт темный, недавно положили. Дорога свободная. Видеокамер еще нет. Быстро проезжаем Новоазовск, не забыв заехать на первую заправку. АЗС ТНК, цена 95-го - 60 рублей. По большей части пути свежая, яркая разметка, стрелки-подсказки, даже такие, которые предупреждают, что впереди сплошная и надо вернуться на свою полосу после обгона. Четкие и понятные указатели. Часто двухполосная дорога переходит в совсем комфортную четырехполосную.
9.00 - въезд в город и первый блокпост. Раскрытые паспорта мы показали военному в окошко, и он махнул рукой. Короткие, на пару минут, остановки никак не влияют на время в пути. На полупустой трассе никаких очередей блокпосты не собирают. Иногда приходилось пройти "змейкой" через бетонные блоки, как ученику при сдаче экзамена в ГИБДД.
Перед Мариуполем колеса машины застучали, будто мы пересели на поезд. Это на дорогу временно уложили бетонные плиты. Проезжаем по мосту, параллельно которому возводят новый, краше прежнего. В городе повсюду ремонтируют дорожное полотно, выставлены предупредительные флажки и ограждения. Поездка по Мариуполю заняла минут 20.
Сбивается навигатор, это происходит часто, поэтому на него надейся, но и карты никто не отменял. Опытные водители всегда имеют обычную карту или заранее скачивают ее в телефон. И снова вопреки всем ожиданиям отличная трасса. Небольшие колонны, которые собирают тихоходы, встречаются время от времени, и водитель искусно их обгоняет. Дальнобойщики предупредительны и подмигивают правым поворотником, подсказывая, что самое время идти на обгон. Аварию за все время пути мы видели лишь одну: на подъезде к Геническу "Газель", шедшая по встречке, не успела, видимо, затормозить, вписываясь в свой ряд, и изрядно помяла морду. На блокпостах, посмотрев документ водителя, желают счастливого пути.
В 10.50 проезжаем Приморск. Кафе "Парадиз", шиномонтаж, мойка. АЗС "Гефест" АИ-95 - 55,90. В принципе полного бака хватает до самого Чонгарского моста. Если же понадобится дозаправка, на пути не менее десяти точек. Работают и бывшие украинские АЗС, успешно зашли и крымские. Они более цивильные: здесь и банкоматы ПСБ, и терминалы оплаты мобильной связи, чистый туалет, необходимый минимум товаров в дорогу - все то, что вы хотели, но вдруг забыли взять с собой. Подадут кофе и чай. Оплата - наличными, картой, топливными картами.
На заправке Tavroll рядом с нами затормозил бронированный "Тигр". Привычная картина: мирные "шкоды" и "фольксы" с детьми, а рядом - КАМАЗы с самоходкой на борту. К этим видам привыкаешь быстро.
Единственная трудность для особо нервных - участки ремонта дороги. Наряду с блокпостами и обилием военных грузовиков это главная примета времени. Чаще всего яркая дорожная техника копается себе по обочинам, не мешая движению. Расширяют полосы, перекладывают асфальт. На 410 - 420-м километре одна полоса новая, другая старая, организован реверс, приходится подождать минут пять.
На Чонгарском мосту все заделано, даже следов ремонта нет. Мы пролетаем по нему, даже не заметив. Затем уткнулись в хвост большой очереди. Стоявший перед нами фургон тихонько вздохнул. Это последний перед въездом в Крым КПП, тут проверяют пассажиров и багаж. Путь на Крым полностью открыт.
Итак, подведем итоги:
Строительство автодороги Ростов - Мариуполь - Симферополь началось в прошлом году, работы ведутся круглосуточно. Власти Украины 30 лет не проводили здесь ремонт, дороги очень изношенные, строителям пришлось менять основание и всю дорожную "одежду". В Запорожской области развернуто 6 асфальтобетонных заводов. Сейчас к российским нормам приведены дороги в районе Мелитополя, Бердянска и на трассе на Херсон. Полностью завершена дорога Мелитополь - Бердянск протяженностью 107 км.
Пропускной пункт Чонгар, который находится на границе Крыма и Херсонской области, возобновил работу с 3 июля. После обстрела ВСУ 22 июня строители уложились с ремонтом Чонгарского моста в 10 дней вместо 20 запланированных. Теперь Чонгар открыт, через него идет самый короткий и удобный транспортный коридор из Херсонской области в Крым.
Уже в августе будет полностью готова 120-километровая дорога от Амвросиевки до Мариуполя. "И жители восточных районов ДНР смогут добраться по ней до Азовского побережья, - пообещал вице-премьер Марат Хуснуллин. - Обеспечим и полную транспортную доступность от Мелитополя до пункта пропуска Джанкой, где идет расширение до четырех полос, чтобы избежать пробок на подъезде в Крым".