Политическая борьба в США вырождается в какой-то цирк
Американист Владимир Васильев рассказал, какую "бомбу" готовят демократы для Трампа
Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости
В американской политике сегодня есть два конфликта: юридический и собственно политический, которые взаимосвязаны в контексте. Да, сейчас в преддверии предвыборной гонки ситуация переходит в фазу попыток "закрыть" Трампа. Но я не уверен, что администрация Байдена пойдет на это, учитывая риск серьезных беспорядков, на которые они не смогут спокойно смотреть. Тем более, что "под шахом" и сама администрация Байдена, вернее, сама семья действующего президента, которому и самому начинают предъявлять обвинения уголовного плана.

С моей точки зрения, сегодня демократы пытаются заключить сделку с Трампом. Не зря он сам много раз заявлял, что дела против него быстро закроют, когда он выйдет из президентской гонки. Или максимум их намерений - это создание юридического прецедента, когда человек, обвиненный в подготовке мятежа, подстрекательстве к госперевороту, по законам США не сможет иметь права занимать выборные должности.

Это и есть та самая юридическая бомба, которая закладывается демократами под Трампа.

Допустим, он будет утвержден кандидатом от Республиканской партии, и допустим, он даже выиграет выборы. Тогда его будет ждать это юридическое решение, по которому он не сможет занимать президентскую должность. А если он в своем стиле не примет этот вердикт во внимание, то против него может быть начат процесс импичмента или инициировано обращение в верховный суд США, чтобы он подтвердил это положение.

Но есть и контригра. Все атаки на Трампа идут из министерства юстиции, и на сегодняшний день республиканцы уже начали кампанию за импичмент Гарланда - министра юстиции и генпрокурора в одном лице, чтобы освободить его от обеих должностей. К чему это может привести, сказать пока сложно. Но смена руководства минюста при нарастании политической неразберихи в США действительно может привести к тому, что министерство соответствующие обвинения отзовет.

Вот это и есть сложная форма взаимосвязи права и политики. Политическая целесообразность иногда диктует завихрения правового плана.

Мы знаем ту роль, которую весной играли обвинения, выдвинутые Манхэттенским окружным прокурором Элвином Брэггом против Трампа. Но сейчас они куда-то исчезли, отошли на второй план. Возможно, потому, что когда дела против Трампа сейчас рассматривает федеральный суд, обвинения в местных юрисдикциях уже не актуальны.

Возможны сейчас и другие комбинации, закулисные сделки под давлением, например: "Вы прекращаете давить на Трампа, а мы сдерживаем свое давление на Байдена и Гарланда".

Есть и политический контекст, а вернее, действующая закономерность: чем больше обвинений выдвигается против Трампа, тем больше его рейтинг среди республиканцев. И не учитывать этот эмпирический закон участники игры не могут. Поэтому она фантастически запутана и идет на многих взаимосвязанных площадках.

Пока среди сторонников республиканцев падения доверия к Трампу не наблюдается, а если оно и есть, то не явное. Трамп при этом готов к обострению, он говорит - обвиняйте меня, выдвигайте еще обвинения, хуже мне не будет! И сегодня, если посмотреть на заголовки газет, то везде одна и та же картина: "Трамп, Трамп, Трамп!" Он на первом месте во всех новостях, везде его портреты и фотографии.

Феномен нынешней ситуации, диспозиции, тактики и стратегии в том, что они не меняются с 2015 года. Это создает элемент малопонятной фантасмагории и даже, если хотите - шизофрении. Многие считают, что это уже вырождается в какой-то цирк.

И оттого у политически активной части республиканской партии все больше причин вставать на защиту Трампа по одной простой причине - если доберутся до Трампа, то "закроют" и любого другого кандидата-республиканца на любую выборную должность. Поляризация, нетерпимость и невротизация в обществе явно растут.

К чему это может привести, сказать сложно, но массовые беспорядки, социальный протест и даже взрыв - уже вполне возможны. Как-то незаметно США во внутренней политике загнали себя в угол, и как из него выйти никто, похоже, не знает.

Владимир Васильев
главный научный сотрудник Института США и Канады РАН
Поделиться