Сам мастер-план - отличный повод привлечь инвестиции, когда государство дает четкий индикатив, что город будет развиваться и расти, а количество населения, как минимум, стабилизируется.
При составлении мастер-плана важно вместе с жителями, бизнесом, руководством города определить приоритетные потребности городского развития, исходя из его "экономической души" - смысла существования на ближайшие 20 лет. Это творческая и в то же время рациональная задача. Ее ключевые вопросы таковы. Какие виды деятельности традиционно хорошо "растут" на этой территории? Какие сильные торгуемые сектора, а значит и известные бренды "живут" в городе? Сколько денег в городскую экономику принесет каждый вид деятельности? Как будет сбалансирован городской бюджет?
Например, для Петропавловска-Камчатского - это рыба, туризм, а в будущем - новая энергетика. Туризм и рыба - воспроизводимые ресурсы, питание и экономика впечатлений - торгуемые секторы. Осталось создать инфраструктуру и условия, которые позволят извлечь максимум пользы из каждого килограмма выловленной рыбы, а также нежно и изящно облегчить карман туриста так, чтобы он потом с восторгом всем об этом рассказывал и приезжал еще.
Я думаю, важнейшим вызовом для северных территорий является преодоление синдрома "отложенной жизни". Как он проявляется? К примеру, жители Мурманска или Магадана говорят: "Нас хотят сделать вахтовым городом: жилье не строится…"
Что делать? Строить жилье - проактивное, с возможностью обновления "метров" в комфорт-классе. Синхронизировать развитие общественных пространств, сервисов для граждан, транспортной системы с приоритетными целями развития территории и идти на "опережение".
Скажем, для Магадана приоритетное направление - расширение и укрепление "морского фасада" - главной прогулочной и рекреационной зоны, одновременно с приведением в порядок гавани и рыбного рынка.
Важнейшим фокусом внимания становится сфера образования (единые кампус, места тусовок для молодежи), так как образовательная эмиграция - ключевой вызов для многих северных и дальневосточных городов. Вот в Якутии возле солнечной электростанции фотографируются молодожены - они поверили, что поселок будет жить, раз его обновляют. Или Комсомольск-на-Амуре - прекрасный город с сильной "экономической душой": здесь авиа- и судостроение, нефтепереработка, сталелитейное производство. И сфера образования - местный университет, Инженерная школа - стала поставщиков кадров.
Что еще нужно? Качественные места тусовки для молодежи, а не алкомаркеты. Молодым и не только критически не хватает социальных культурных событий. Необходимо развивать креативный сектор, который "опыляет" остальные индустрии.
Я уверен, что мастер-план может стать магнитом и мультипликатором экономического развития, так как он создает "индикатив" для всех - показывает, что город нужен и важен, у него есть перспектива, в него придут инвестиции. Он задает "векторы" потребностей горожан, привлекая к ним внимание бизнеса, и позволяет решить застарелые инфраструктурные проблемы (в энергетике, ЖКХ), которые сдерживают развитие города.
В максимальном случае мастер-план меняет судьбу города, помогая ему перейти к новому экономическому укладу, сохраняя все старые драйверы и преимущества, увеличивая доходы населения.