Транспортный коллапс в городке возник неожиданно, после трагического события: в начале апреля скоропостижно скончался владелец транспортного предприятия (ИП), автобусы которого обслуживали самый востребованный маршрут, соединяющий южную и северную части. Они относительно далеко разбросаны, а посередине - градообразующее предприятие, где работает большинство жителей.
Этот маршрут в 2001 году разработал, обкатал и десятилетиями заключал с местными властями контракты почивший предприниматель. С тех пор 13К стал главной транспортной артерией города, рассказала журналистам Полевского вдова перевозчика Светлана Дмитриевцева.
Владелец другой транспортной компании Сергей Вотинцев тоже был среди тех, кто запустил в Полевском первые частные автобусы. Сегодня он имеет серьезный автопарк, обслуживает маршрут № 11, обеспечивает перевозки в пригородные поселки и как никто знает, насколько для малого промышленного города важна регулярная работа общественного транспорта.
Поначалу кончина одного из крупных игроков на ней не сказалась. Светлана, владелица собственного ИП и главная наследница бизнеса мужа, взяла на себя распоряжение его парком - более 20 автобусами. О нюансах наследственного законодательства, которое гласит, что право владения имуществом наступает только через полгода после смерти владельца бизнеса, ни родственники, ни местные власти тогда, видимо, не подумали. С вдовой заключили контракт на обслуживание маршрута.
В начале июня инспекторы ГИБДД остановили автобусы, следующие по маршруту 13К, высадили пассажиров и сняли номера. На линии осталось только три пазика, которыми владела ИП Дмитриевцева, и жители ждали их на остановках часами. Решить проблему быстро не получилось: ни в тот день, ни на следующий автобусы так и не поехали: правоохранительные органы нарушать закон не могут. Тогда в администрации собрали всех автоперевозчиков и обратились с просьбой: выручите, перевозки должны осуществляться!
- Поначалу мы наотрез отказались: вдова считала, что заход на чужой маршрут напоминает танцы на костях. Но ситуация действительно была очень сложной. Завод тоже обратился с просьбой обеспечить транспортом рабочих. Но Светлана тогда сказала, что не готова брать дополнительные машины в аренду. И я предложил свой план, за который сейчас расплачиваюсь. В прямом и переносном смысле, - рассказал Вотинцев.
Он был готов на несколько месяцев, до вступления вдовы в наследство, поставить дополнительную технику на опустевший маршрут. Оголять линии, которые обслуживал сам, предприниматель тоже не мог, поэтому решил взять в лизинг новые автобусы - 12 машин прямо с автозавода. Делать такой шаг без расчета на дополнительный регулярный доход рискованно для малого бизнеса, но обновлять парк перевозчик планировал и до транспортного кризиса, только намеревался сделать это осенью, когда местные власти утвердят новую маршрутную сеть города.
Финансовая нагрузка, конечно, выросла - за новые автобусы Вотинцеву предстояло каждый месяц выплачивать 1,6 миллиона рублей. Зато это помогло бы разрубить транспортный узел, и администрацией Полевского был заключен дополнительный контракт на перевозки с Сергеем Вотинцевым во избежание транспортного коллапса в городе. Действие нового контракта - до ноября нынешнего года, когда все городские маршруты будут выставлены на новые торги.
Но едва на линии 13-го маршрута появились пазики Вотинцева, как туда же вернулись автобусы ИП Дмитриевцевой. Каким-то образом наследнице удалось перерегистрировать машины со снятыми номерами, и с новыми документами они вышли на маршрут. А вслед за ними по городу поползли разговоры, что женщину пытались вытеснить из бизнеса, пользуясь трагическими обстоятельствами, перекроить рынок. В надзорные органы полетели жалобы на якобы творимый беспредел, на дорогах водители двух ИП начали разборки между собой.
Чтобы не накалять обстановку, которая уже грозила авариями, Вотинцев убрал свои автобусы с линии. Сейчас машины простаивают и приносят владельцу только миллионные убытки. "Как говорится, не делай добра - не получишь зла", - с горечью констатирует бизнесмен. Власти же разводят руками: запретить предпринимательнице выпускать на маршрут переоформленные автобусы они не могут, ведь та не признает факт расторжения с ней контракта до получения официального уведомления, срок которого еще не вышел.
В итоге нестандартный сценарий, запущенный после смерти предпринимателя, поставил город на грань транспортного коллапса и может довести автоперевозчиков до разорения. И, чтобы ситуация не повторилась, она требует четкого юридического решения.
Екатерина Путинцева, председатель комиссии по методической работе Нотариальной палаты Свердловской области:
- Статус ИП или самозанятого нельзя передать другому человеку или по наследству, он неразрывно связан с конкретным гражданином и прекращается в связи с его смертью (п. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ, п. 10 ст. 22.3 ФЗ "О госрегистрации юрлиц и ИП"). Свидетельство о праве на наследство выдается на каждый вид имущества покойного: жилые и нежилые помещения, здания, машины, средства в банках, права и обязанности по договору. Кто будет возить пассажиров по маршруту, определяет муниципальная администрация на основании конкурса. Участники торгов должны иметь лицензию, при этом все полученные ИП лицензии и разрешения тоже неразрывно связаны с его личностью и не переходят к наследникам. Следует иметь в виду: после выдачи свидетельства о смерти ЗАГС передает информацию в ГИБДД, и та в соответствии с подзаконными актами снимает с учета транспорт, принадлежавший умершему, до оформления наследственных прав.