Оборудованных коммерческих участков для рыбалки в регионе меньше десятка. Сельских жителей таким видом досуга не заманить, поэтому почти все платные зоны располагаются в пригороде Тюмени или максимум не дальше ста километров, преодолеть которые в выходные - пустяк. Впрочем, ради пары хвостов и ярких впечатлений под Тюмень нередко едут жители Ишима, Тобольска, Кургана и даже югорских городков. Ценник у всех примерно одинаковый. Как и рыба - ее преимущественно поставляет Рефтинский рыбхоз. Берут другим - благоустроенной территорией, допуслугами, компетенциями персонала и даже "сухим законом". Опять же где-то разрешают рыбачить по принципу "поймал - отпустил", а где-то все вынутое из воды необходимо выкупать - у разных правил есть сторонники.
Одним из первых этот вид бизнеса в Тюменской области начал развивать Сергей Лукашенко, житель поселка Коммунар в Исетском районе. Наработавшись вахтовым методом на Севере, предпенсионер еще в 2012 году задумал расчистить от тальника и мусора старицу за поселком, зарыбить карасем, карпом, толстолобиком, провести на берег электричество.
- Год прибирались, строились. Все делали своими силами. Выяснилось, что поддержку на развитие этого направления в регионе, который слывет рыбным, получить практически невозможно. Мы, например, смогли добыть внешние деньги только на аэраторы для насыщения водоема кислородом в зимнее время, - рассказала администратор клуба Екатерина Гриб.
Рыбаки, ценящие режим "ол инклюзив", поехали сюда с 2013-го. Ежегодно семейная команда, а трудятся в хозяйстве сам Сергей Иванович, его дети и внуки, придумывает что-нибудь новенькое, дабы держать марку. Прирастают прудами на старице (каждый - под особую рыбку), запускают новые виды, ставят каркасные домики, детские площадки, баню…
- Составляющие успеха в нашем деле - хороший клев и обилие рыбы, возможность ее отпускать при соблюдении ряда условий, благоустройство. Расширяться не собираемся, а вот развивать уже имеющиеся мощности - да. Сейчас, например, строим продуктовый магазин, кафе, планируем модернизировать беседки. Подобных мест в регионе немного, конкуренции фактически нет, а ведь она могла бы подталкивать к развитию, - рассуждает Лукашенко.
Предприниматели уверяют, что рыбоводство в таком формате - кропотливый и почти круглосуточный труд, не особо доходный: рыбу нужно не только привезти и запустить в водоем, но и суметь сохранить. Подобные проекты нестандартные, поэтому под льготное кредитование или субсидирование не подпадают, вот и тянут их, пока хватает азарта, как правило, те, кто сам увлечен рыбалкой.
- Мы обращались в департамент АПК, чтобы компанию признали сельхозпроизводителем. Да, у нас земля не сельхозназначения, но все-таки содержим рыбу, принимаем и реализуем ее по программе учета сельхозпродукции. Однако получили ответ, что этот вид деятельности к агропромышленному комплексу не относится. И как полноценная база отдыха не числимся. В общем, никаких льготных займов нам не светит. Так что уповаем лишь на собственные ресурсы, - рассказал Алексей Шпилевой, организатор рыбного парка у поселка Перевалово в Тюменском районе.
Немало сил и средств пришлось потратить команде, чтобы построить современную базу. Несколько десятилетий назад в этом месте ловили раков, потом местные жители превратили берега в свалку, свою лепту внесли и дальнобойщики - мыли машины. Чистить заболоченные карьеры и землю вокруг них, углублять дно Алексей начал в 2019-м. Теперь здесь три площадки - для ловли карпа, озерной форели и стерляди, на каждой - особый микроклимат. В форелевый прудик, например, нужно постоянно подавать холодную воду, а в жару закрывать его пленкой. Зато ловится форель хоть на спиннинг последней модели, хоть на "палку с леской", причем в любое время года, тогда как карп и карась зимой спят. За неделю центр посещают до 800 гостей, интерес не угасает.
- Траут-фишинг (trout по-английски означает форель) - целое направление в организации досуга. Зародилось в Японии, перебралось в Америку, потом в Европу, сейчас и в России развивается, но лишь в некоторых городах. У нас, будем честными, фактически отсутствует доступная форелевая рыбоводная база. Фермы и цеха по выращиванию этой рыбы, конечно, имеются, работают на установках замкнутого водоснабжения. Это дорогое удовольствие, потому и себестоимость форели там высокая. Если и нашу наценку учесть, на такую рыбалку никто не поедет. Поэтому работаем со Свердловской областью - близко, доступно, - поясняет Шпилевой. - Ловить и отпускать разрешаем только спортсменам, которых хорошо знаем. Вообще такой формат должен строго администрироваться: рыбак сначала доказывает, что умеет обращаться с ценными видами, ведь потеря даже одного осетра для нашего парка слишком чувствительна.
Впрочем, первоначальные вложения основатель уже окупил, но, признается, аппетиты растут. Поэтому на переваловских карьерах появляются новые домики, в штат привлекаются инструкторы для обучения рыбаков-новичков. А в будущем году такие же базы откроют под Екатеринбургом и рядом с центром зимних видов спорта в Тюменском районе, причем рыбалка станет лишь одним из направлений этого бизнеса: спустя три сезона работы предприниматель осознал, что надо занять каким-то делом всех членов семьи на отдыхе.
Примерно в то же время облагораживать пруд у Андреевского поселка в Тюменском районе начал Евгений Шипицын. Его бизнес проще и ближе к природе: рыбка - карп, карась, щука, лещ, никаких домиков, за исключением баньки. Платишь за въезд, ставишь палатку и отдыхаешь. Здесь тренируются спортсмены, а любители учатся добывать первые уловы.
В общем, организовать платную рыбалку не так-то просто: нужно решить вопрос с землей и водным объектом, построить инфраструктуру, придумать направление, договориться о постоянной поставке рыбы. Занимаются этим преимущественно увлеченные люди, романтики, которые сами еще не подсекли свою золотую рыбку.