Трагический инцидент произошел во вторник утром 18 июля в одной из школ начальных классов административного округа Сочхо Сеула. До начала занятий в аудитории класса было обнаружено тело 23-летней учительницы, которая относительно недавно была переведена на работу в эту школу. Эксперты пришли к выводу, что имело место самоубийство. Новость быстро стала одной из самых главных в информационном поле Южной Кореи, так как к проблеме образования в этой стране относятся с огромным вниманием, учитывая, что хорошая учеба считается важнейшим социальным лифтом, во многом гарантирующим успех в высококонкурентном обществе Страны утренней свежести.
В настоящее время к воротам школы самые разные люди несут букеты цветов. Шок, сожаление и требования выяснения причин трагического инцидента - так можно резюмировать те чувства, которые сейчас охватили корейское общество. Вся эта ситуация немедленно привела к обсуждению связанной проблемы, острота и серьезность которой, как кажется, до последнего времени не особо афишировались, хотя ощущались многими.
В Корее - и вообще в странах ареала конфуцианской культуры - престиж и авторитет учителя считаются очень и очень высокими, а сама работа - одной из достойнейших. С древних времен и до сих пор в Корее известна поговорка, что "ученик не смеет наступать даже на тень учителя". Правда, сейчас все эти цитаты вызывают у работающих в корейских школах педагогов либо вздохи, либо нервно-саркастические усмешки. Теперь сами учителя зачастую становятся объектами психологического, а порой и физического насилия как со стороны учеников, так и их родителей.
Хотя в настоящий момент представители образовательных структур Сеула отрицают это, но в интернете со ссылкой на хорошо знавшие ситуацию в школе источники циркулируют утверждения, что молодая 23-летняя учительница просто не справилась с психологическим давлением, которому подверглась со стороны чрезмерно агрессивных родителей. Педагог, как утверждается, занималась по административной линии в том числе и вопросами буллинга, что также является большой проблемой для корейских школ, а за "проблемных чад" стали вступаться родители, оказывая давление на молодую учительницу, которая менее двух лет назад получила диплом педагога и проработала в этой школе лишь несколько месяцев. Директор школы опроверг сообщения о конфликте с родителями и то, что педагог отвечала за буллинг, однако не оспаривается тот факт, что причиной инцидента стал, скорее всего, стресс на работе. Более точные мотивы власти назвать не могут, что и провоцирует недоверие и слухи.
Данная трагедия произвела в Корее эффект вырвавшегося из долгого заточения в кувшине джина. Весь интернет теперь заполнен откровениями педагогов из самых разных школ страны, где учителя приводят конкретные примеры, как им сложно работать. Как выясняется, дело доходит в том числе до того, что школьники, которым часто 10-12 лет, избивают учителей, а детям ничего нельзя сделать из-за их возраста.
Большое освещение получил случай, имевший место в одной из школ Инчхона, где 12-летняя школьница схватила за волосы учительницу, повалила на пол и стала избивать ее перед другими учениками за то, что преподаватель сделала замечание. Схожий инцидент в конце июня произошел в школе административного округа Янчхон Сеула, когда 11-летний школьник ногами начал бить учительницу. В обоих случаях пришлось вызывать полицию и медиков. Оба педагога получили не только физические, но и серьезнейшие психологические травмы и, похоже, не смогли от них оправиться - одна взяла отпуск, а другая сменила место работы. Полиция же разводит руки: по закону что-то можно сделать лишь с теми, кто старше 13 лет, да и даже в этом случае доступных мер не так уж и много, а остальные считаются слишком юными для наказаний, чем, похоже, и пользуются. Это спровоцировало шквал требований ужесточить положения, которые бы позволили привлекать к ответственности буйных детей.
Немало жалоб со стороны педагогов и на поведение родителей. Как известно, для каждого родителя свой ребенок - самый лучший, самый добрый и самый умный, что в итоге приводит к конфликту, когда в одном классе сходятся "самые-самые" (по крайней мере, по мнению их пап и мам) и когда учителя пытаются заставить их следовать каким-то правилам, а не так, как они привыкли жить дома.
Для Кореи же проблема усугубляется еще и рекордно низким в мире уровнем рождаемости, когда детей не так много, а тех, кто появился, буквально с первых дней окружают такой заботой и опекой, что балуют их, потакая каждой прихоти. Если же в школе начинаются какие-то проблемы, то родители очень часто предпочитают не приструнивать своих чад, а обрушиваться на учителей, обвиняя их во всех грехах. Согласно опросу, проведенному Институтом развития образования Кореи среди 2869 учителей страны, более половины из них (почти 56 процентов) назвали главной проблемой и помехой при работе в школе именно родителей. Поэтому далеко не случайно, что причину трагического поступка учительницы в школе округа Сочхо Сеула предлагают искать именно в действиях некоторых родителей, которые успели "прославиться" тем, что очень активно защищали своих детей при каждой проблеме.
Трагедия в сеульской школе послужила триггером, который заставила корейских учителей перейти к активным действиям. В один голос педагоги сейчас заявляют, что они подвергаются жесткому прессингу, а зачастую администрации школ просят своих сотрудников терпеть и никак не реагировать на агрессивных школьников и родителей. Если же поднимешь руку даже для самозащиты, то, как говорят учителя, суд гарантированно выставит взрослого виноватым.
Случаев насилия в отношении педагогов гораздо больше, чем об этом пишут СМИ. По крайней мере, это то, что пишут сами учителя, комментируя ситуацию в школе округа Сочхо. На днях представители Федерации ассоциаций преподавателей Кореи организовали пресс-конференцию, а также проводят пикеты, требуя разобраться с причинами смерти молодого педагога и гарантировать защиту прав и положения учителей в современных школах. Судя по общественному резонансу, к делу придется подключаться центральному правительству страны.